Фэнтези, научная фантастика и детские сказки: о чём пишут пермские писатели? – ПиПермь

Фэнтези, научная фантастика и детские сказки: о чём пишут пермские писатели?

Пермь — город творческий. О нём написано немало книг, в нём живёт множество писателей. Как они ими стали? О чём они пишут и чем вдохновляются? Расскажут они сами.

Галина Шестакова, писатель. Автор книг «Нехорошая квартира», «Хрущоба №17» и других. Член Союза писателей России.

Источник: Галина Шестакова

В восемь лет я решила, что стану писателем. Не знаю, почему я так решила, но точно помню, как я летом гуляла во дворе и именно в этот момент решила. Каким писателем и что я буду писать, я не подумала, но, наверное, в тот момент я была точно уверена, что буду писать сказки.

Писать я начала уже где-то в тридцать лет. Это были коротенькие истории в жанре дневниковых заметок. Я их публиковала в соцсетях, в тогда очень модном ЖЖ, но про писательство на самом деле в тот момент не очень задумывалась. Но потом решила записать свои детские воспоминания, истории о своих родных — о дедах, бабушках, прабабушках. С этого момента я стала писать рассказы. Хотя довольно долго не воспринимала свою деятельность как писательство.

Но однажды я увидела, что в нашу Горьковскую библиотеку приезжает на фестиваль Анатолий Королёв с лекцией для абитуриентов о том, как поступить в Литинститут, что для этого надо. И предложил всем желающим принести свои рассказы, а он почитает и даст свою рецензию на следующий день. Поступать в тридцать с лишним лет я не собиралась, но решила показать свои рассказы. И на следующий день пришла услышать вердикт, стоит ли мне заниматься этим делом.

Королёв долго разбирал рассказы других, а потом спросил: «Шестакова здесь присутствует?»

Я сказала, что да.

«А вас попрошу остаться», - сказал классическую фразу Анатолий Васильевич.

Пока я дожидалась, я решила, что все, писать мне не суждено и «коряв и скучен» мой язык.

И тут случилась почти классическая история Золушки.

«В принципе вас учить уже нечему, - сказал мне Анатолий Васильевич, когда мы остались одни в читальном зале. - Вы сложившийся писатель. Но я вам предлагаю поступить в Литинститут на мой курс».

Мы ещё поговорили немного. Я вышла из библиотеки, села в машину и заплакала. Навзрыд. Потому что это был шок. Решение маленькой девочки восьми лет исполнилось. Я - писатель.

Но потом мне пришлось много раз ещё доказывать, что я писатель.

Я пишу в разных жанрах. Стараюсь себя не ограничивать. Люблю фэнтези, основанное на нашем фольклоре, сказках и быличках. Люблю исторические, время революции, Гражданской войны и 50-е года. Думаю, потому, что в моей семье сохранилось много именно семейных историй, которые я записываю.

Я много пишу о Перми. Потому что родилась здесь, люблю этот город. Здесь жили мои прапрабабушки и прапрадедушки. Всё в городе и в крае связано с ними. Они сохранили для меня тот сочный уральский, точнее, чисто пермский говор, которым у меня часто говорят герои.

Про Пермь есть две книги. Одна из них, «Хрущёба № 17» издана Союзом писателей России. Это истории жителей пермской хрущёвки, живущих в доме на протяжении лет 50. Они все друг друга знают, ссорятся, мирятся, умирают, помогают друг другу, как обычные люди.

И ещё есть книга о Перми «Нехорошая квартира». Написана в стиле фэнтези. Здесь собраны все страшные истории по нашу подземную Пермь, про реку Стикс, которая делит наш город на две половины (сейчас эта река тоже протекает, но закатана в асфальт под Южной дамбой). Герои книги — Полоз, Бабка Синюшка, герои эпоса коми-пермяков, хантов и манси. Здесь полностью отыгралась моя любовь к сказкам и пермскому фольклору.

Я люблю писать, придумывать миры и героев. Но без трудностей, понятное дело, не бывает. От такого, что я встала и писать мне лениво, до такого, что просто нет времени. Бывают чисто технические трудности. Я, например, не могу «видеть» тексты рукописные, поэтому пишу только на компьютере.

Я начинала как «сетевой» писатель (в принципе, и сейчас остаюсь больше им) и тут есть проблема хейта. Очень много негатива. К этому привыкнуть сложно. Больно, обидно. Но сейчас я справилась с этим и рассказываю начинающим писателям, как использовать хейт для продвижения.

Бывает иногда, что какой-то момент в истории я не могу прописать или прочувствовать. Тогда я просто оставляю, хожу, думаю и всё равно нахожу, как правильно написать дальше.

А если не хочется писать, то тут спасёт только дисциплина. Каждый день хотя бы строчка. Но меня очень стимулирует то, что я блогер, сейчас у меня почти сто тысяч подписчиков. Люди ждут рассказы хотя бы через день. Тут уже хочешь не хочешь, а садишься и пишешь. И всё, никаких проблем.

Иногда бывает, что не о чем писать. Нет той истории, которая бы зацепила сегодня. Для этого есть несколько приёмов:

  • Записывайте все идеи, которые приходят вам, не откладывайте. Даже ночью. Потом пригодится. Только не так: «Вася морковь». Потому что 100% потом вы не вспомните, о чём это было.
  • Слушайте и записывайте все истории, которые вам рассказывают родные, знакомые и не знакомые. Это неисчерпаемый источник идей.
  • Я сохраняю все комментарии, которыми делятся мои читатели после прочтения моей истории: «а вот у меня было!». Поверьте, в жизни бывает такое, что не придумать ни одному писателю. Потом я часто пишу рассказы на основе этих читательских комментариев, и мне пишут: врёте вы все, такого не бывает.

У меня есть целый курс о том, где искать идеи для того, чтобы писать рассказы. В принципе, идеи — они везде. Или кто-то рассказывает что-нибудь, и из этого появляется история. Или я прочитала какую-нибудь новость, и у меня сразу возникла история в голове. Или истории из моей семьи, их очень много. Достаточно просто по улице пройти, увидеть незнакомого человека, и история с ним возникает в голове. Начинаешь думать, а что если он поступит вот так или вот так, и дальше уже история получается. 

Были ли трудности с набором аудитории? Конечно, были. Для этого я училась на маркетолога, на видеографа и ещё на множество всяких специальностей, чтобы продвигаться именно как сетевой писатель.

Доучилась до того, что сейчас являюсь приглашённым спикером в онлайн-школах и рассказываю о том, как продвигаться человеку, пишущему тексты.

Вся моя аудитория набралась, конечно же, не за один день. Для того, чтобы стать сетевым писателем, пришлось очень много учиться, как это правильно делать, как правильно продвигаться. Но это интересно.

В бумажном варианте у меня вышла пока только одна книга. Это именно «Хрущёба № 17», изданная нашим Пермским отделением Союза писателей России. Остальные книги есть на Литрес в электронном виде и можно заказать печатный экземпляр. Есть публикации в журналах, победы в конкурсах. Но на продвижение себя в издательства времени не остаётся. Хотя, наверное, стоит заняться.

Писателю очень важна начитанность, конечно же. Я читала всегда очень много. Начиная с детского сада, я читала сказки лет до двадцати пяти. После школы я год работала в Горьковской библиотеке и там читала постоянно.

Я не могу сказать, что кто-то из писателей очень сильно повлиял на меня. Да, мне очень нравится Чехов, Толстой, но если мы сейчас будем писать именно в таком стиле, как писали наши классики, это читать не будут. Поэтому надо искать свой голос, своё звучание, современное звучание.

Иван Елисеев, писатель. Автор повести «Новая Эра».

Источник: Иван Елисеев

Ещё в детстве я любил сочинять небольшие рассказы обо всём и всех. Но всегда мечтал о том, чтобы создать что-то масштабное и интересное. Однажды, когда мне было 15 лет, я читал книгу Жюль Верна «Таинственный остров». После прочтения мне захотелось написать уже своё произведение в похожем жанре. Это был своеобразный вызов и в то же время занимательное новое хобби. Писать оказалось гораздо сложнее, чем я представлял. На это потребовалось чуть меньше двух лет. Так появилась «Новая эра», моя первая книга в жанре научной фантастики.

Это научно-фантастическая приключенческая повесть, события которой разворачиваются в России будущего, в 2030 году. Главный герой - Андрей Лобанов - является одним из сотрудников секретного проекта «Бабочка» по спасению планеты и её жителей от грядущих экологических катастроф. Однако на его пути встречается немало преград и людей, которые хотят нарушить эти планы. На протяжении всей повести ему предстоит принять не одно важное, как для себя, так и для своих близких, решение. Но окажется ли этот выбор верным? Об этом читателю как раз и предстоит узнать.

И на этом, конечно, мой писательский путь не заканчивается. Всё только впереди. Есть идеи, есть цель, осталось лишь найти время, которого сейчас очень не хватает. Сейчас я работаю над спин-оффом к «Новой эре», где действия уже будут разворачиваться вокруг одного из главных героев повести.

Написание книги — это такой процесс, которому нужно уделять ежедневно хотя бы несколько минут в день, чтобы всегда оставаться в тонусе. Я смог завершить, скорее всего, благодаря тому, что у меня в голове уже была картинка и мне хотелось воплотить её в жизнь. Ты, можно сказать, являешься создателем маленького мира, в котором может быть всё, что только пожелаешь. Это очень интересно, особенно когда попутно визуализируешь у себя в голове некоторые сцены и моменты. Ну и немаловажна поддержка моих родителей и друзей. Без них книга увидела бы свет гораздо позже. А может и вообще не была бы закончена, а сама идея ушла бы в долгий ящик.

Мой родной город Пермь во многом помогал мне с описанием пейзажей. Многие парки, улицы, здания, которые фигурируют в «Новой эре» основаны на ряде мест Перми в разные времена года. Конечно, сам город в произведении не упоминается, но это вовсе не говорит о том, что он никак не повлиял на создание книги.

Чтобы самому писать литературные произведения, нужно самому очень много читать. Безусловно, мне очень помогла «Война и Мир», из которой можно почерпнуть вдохновение для всех сфер и жанров, которых только возможно. Стоит ещё отметить Майн Рида, который очень детально описывал приключения своих героев. И, конечно, Чехов, чьи диалоги — отдельный вид искусства.

Самое сложное в писательстве — это всегда начать. От этого зависит дальнейшее восприятие произведения, поэтому перед любым писателем стоит ответственная задача: завлечь и заинтересовать читателя своей историей с самого начала. Не меньше сложностей возникало при детальной проработке сюжета. В голове всё может быть красиво и лаконично и даже выглядеть как в кино, однако когда это нужно переносить на бумагу, начинаешь задумываться, как это лучше описать ту или иную сцену.

Ну и конечно публикация. Это, пожалуй, самая важная и ответственная часть. Моя книга опубликована не через издательство. Сам процесс не сложный, но есть ряд деталей, которые заслуживают внимания. Предстоит многое перепроверить, скорректировать, подобрать обложку, определиться с платформой и многое-многое другое. Что же касается издательства, то к нему стоит обращаться, когда твоя книга уже получила какую-никакую известность, и у неё точно найдутся читатели. По правде говоря, я не ставил основной задачей получение прибыли от книги. Это скорее была возможность доказать себе, что я могу с этим справиться и что мне есть, что рассказать. Поэтому обширную рекламную кампанию я не проводил. Мне удалось реализовать порядка 35 экземпляров.

Но со всеми трудностями можно справиться, главное верить и делать.

Андрей Зеленин, детский писатель, драматург. Член Союза писателей России с 1999 года. Автор более 40 книг.

Источник: Андрей Зеленин

Я начал писать довольно рано. Первое стихотворение я написал, когда учился в первом классе. В пятом классе я написал сочинение в стихах, которое прозвучало на Пермском областном радио. А в 1989 году, работая в СПТУ № 30, написал гимн училища, и он стал моей первой печатной публикацией.

Я родился в Перми, и сейчас живу в Пермском крае. О Перми больше всего у меня написано в книгах «Планета на ладошке, или Распустились, распоясались, разгильдяи!», «Приключения Бурундука и Чижика». В печати находится уже 5-е издание книги «Пермь и Пермский край: занимательное краеведение». Эта книга является учебным пособием по краеведению. Немало я писал об этом городе.

Профессий у меня много. В первую очередь, это рабочие: аппаратчик воздухоразделения, замерщик топогеодезических работ, слесарь-ремонтник. А ещё я был сторожем и работал мастером в училище. И немного играл в городском оркестре народных инструментов. И был журналистом…

Однако чем бы я в жизни не занимался, где бы не работал, лучше всего у меня получалось создавать литературные произведения. В первую очередь для детей. Человек в жизни должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. При условии, что это приносит пользу не только ему, но и окружающим. Я занимаюсь нужным делом: радую, отвечаю на вопросы, учу, сохраняю память, ведь без прошлого нет настоящего… А ещё я верю в Бога. У каждого народа свой Бог, но на самом деле он один, только имена разные. Я понимаю, что Он никого не обделяет — Он даёт талант каждому. Только каждому свой талант: кому-то быть талантливым слесарем (золотые руки), кому-то — генералом, кому-то — сержантом, кому-то — учителем, кому-то — дояркой… Люди хотят быть «звёздами», не замечают свой талант, пытаются занять не своё место в жизни — от этого многие страдают. Мне дано писать для детей. И, в принципе, этим почти всё сказано. Только чтобы понять это, я прошёл достаточно долгий путь. И ещё: я учусь. Я каждый день учусь — в первую очередь читая.

Если говорить о писателях, о книгах, которые я прочитал — это огромный список. Самые лучшие произведения у классиков, поскольку это литература, создающая образы: читаешь и видишь, и чувствуешь, сопереживаешь. Современная литература — это чтение для «убиения» времени; образов нет, чаще всего одни глаголы. А писатели-классики — это, на самом деле, большой список: Пушкин, Шмелёв, Станюкович, Аксаков, Барто, Маршак, Чуковский, Гюго, Задорнов Николай, Гоголь, Верн, Твен, Дефо, Толстой Лев, Толстой Алексей, Мельников-Печерский, Бажов, Мамин-Сибиряк, Гайдар, Твардовский, Симонов, Пермяк, Лиханов, Лермонтов, Есенин, Маяковский…

У писателей трудностей немало. У меня возникают, как правило, бытовые. А если говорить глобально… У нашего государства нет идеологии, не нужны писатели. Нужны авторы, на которых издатели «делают деньги». Это нормальный капитализм. В нашей стране писатели и авторы — одно и то же. От этого бывает тяжко.

Я не знаю, что такое вдохновение. Есть желание работать, есть депрессия. Всё. Я пишу о том, что вижу и слышу. Пишу тогда, когда понимаю, что это нужно передать людям: в поучение, в назидание, для радости, для размышлений, чтобы могли ответы на вопросы найти…

Источник главного фото: личный архив Юлии Духиной