«Может, ну его, это РЖД?»: проводница из Перми рассказывает о своей работе – ПиПермь

«Может, ну его, это РЖД?»: проводница из Перми рассказывает о своей работе

Почти каждый из нас хоть раз в жизни ездил на поезде или хотя бы бывал на вокзале в своём городе. Но задумывались ли вы о тех, кто проводит в вагоне большую часть своего времени — проводниках? 

В сегодняшнем материале мы расскажем вам, какова железнодорожная романтика на самом деле. 

ПМСО «Урал-сервис» существует с 1971 года и вот уже более 50 лет помогает студентам примерить на себя роль проводника пассажирского вагона. Елизавета Галкина попала в студенческий отряд «Мираж» в марте 2021 года. 

Источник фото: личный архив героини

«В те времена у нас было затишье из-за ковидных ограничений. Всё-таки суть отряда — быть вместе (в буквальном смысле). Поэтому набор тогда почти не вели, и летом на поезда от нашего отряда отправились шесть человек».

Естественно, за то, что ты просто боец отряда, никто тебя работать не возьмёт. Поэтому нужно пройти этот тяжкий путь от этапа обучения до этапа трудоустройства. Пожалуй, один из самых долгих и нервных этапов — это медкомиссия. По крайней мере, достаточно большое количество студентов так говорят. Но Лиза — одна из немногих, кто так не думает: «Медкомиссию я всегда нормально проходила. За исключением двух раз, когда меня не допустили за-за моих болячек». 

Наконец-то медкомиссия пройдена, процесс трудоустройства завершился. Завершились и предрейсовые экзамены и инструктажи. А значит, новоиспечённый проводник может отправляться в свой первый в жизни рейс. 

«Мой самый первый рейс… Чтобы не ругаться матом, скажу, что это было похоже на бесконечную суету. У меня в прихожей стоит зеркало в полный рост. Я перед выходом надела форму, взяла чемодан, посмотрела на себя в это зеркало и подумала: «Может, ну его, это РЖД?». 

Я работала на 353 поезде сообщением Пермь–Адлер. Рейс длился неделю. За это время я поняла, что в жизни бывают ситуации, на которые мы повлиять не можем, как бы ни старались. Я пришла к выводу, что лучше из-за таких ситуаций вообще не париться. 

Мне всегда казалось, что проводник — это самая простая работа. Проверил документы, раздал бельё, продал чай пассажирам и сидишь, смотришь в окно до следующей станции. Как оказалось, мои представления не имели ничего общего с правдой. Когда только начинаешь работать, тяжело грамотно распределить время, поэтому мне даже поесть редко удавалось. Про сон вообще молчу… Спустя время могу сказать, что это всё были пустяки, и в целом рейс прошёл хорошо». 

Получается, ты верила в поездную романтику?  

— Скорее верила, что бесплатный сыр может быть не только в мышеловке, но ещё и в АО «ФПК». 

К сожалению, по словам героини, работа проводников — это не только про спокойные рейсы с обычными житейскими трудностями. Бывают ситуации, когда хочется выбежать из вагона на какой-нибудь станции и забыть всё, как страшный сон. Ведь на плечах лежит ответственность за жизни пассажиров, а это очень тяжёлая ноша. 

Источник фото: личный архив героини

«До отправления пять минут. Приходит пассажир на посадку. Вы видите, что он немного пьяный, но в целом на ногах стоит, головой соображает, перегаром не воняет. Стоит ли сажать такого пассажира? До начальника поезда вы сходить не успеете, поэтому надо думать самому. С одной стороны, вряд ли он будет доставлять кому-то дискомфорт, да и жалко его тут оставлять, билет в кассу он сдать не успеет, деньги в полном объёме ему не вернут. С другой стороны, вы его пропустите, и мало ли сколько у него с собой спиртного и что он может учинить. Бывало, разбивали окна, поджигали вагон, бегали с ножами, угрожая всех порезать… Страшно подумать даже». 

Но не стоит пугаться! Если вы на этом моменте успели подумать, что ситуации на железной дороге бывают только страшные, то это, конечно, не так. Весело тоже бывает. Лиза делится вот такой историей: 

«Как-то раз моя напарница из соседнего вагона везла иностранцев из Москвы в Пермь. Говорили они только по-английски (сами были из Индии). Она в школе учила немецкий, поэтому обратилась ко мне за помощью. Я к ним подошла, всё объяснила, они кивнули, поблагодарили, и я ушла. В пути следования тоже иногда подходила, спрашивала, как идёт поездка, всё ли устраивает и т.п. 

И вот пришла пора выходить, смена тогда не моя была, но напарница меня разбудила и попросила объяснить им, что нужно сдать бельё, потому что на эти места садились пассажиры и купе должно быть чистым. Я спросонья надела форму, подхожу к ним и говорю на английском: “Уважаемые пассажиры, через 30 минут станция Пермь, прошу вас сдать нижнее бельё”.  

Иностранцы смотрят друг на друга, хихикают, переспрашивают, мол, “чего???” Я как ни в чём не бывало: “Ну да, отдаём нижнее бельё, а что не так?” Тут они уже чуть со вторых полок со смеху не попадали, а я до сих пор в непонятках стою. До меня дошло только секунд через 10». 

Как мы поняли, работа в «РЖД» далеко не из лёгких. Но почему же тогда многие тут остаются и посвящают всю жизнь этой тяжелой ноше? Ответить можно словами классика: «Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?». 

«Остаться здесь я решила в первую очередь из-за того, что неожиданно для себя нашла здесь много друзей. Хотя здесь, безусловно, сказать спасибо надо студенческим отрядам. 

Ещё мне нравится эта бесконечная суета. Каждый день в режиме многозадачности, держишь всё на микроконтроле. Особенно когда садится сразу 54 пассажира и всем от тебя что-то надо: подстаканники, чай, бельё, а вагон-ресторан, принесите меню, подайте второе одеяло, а можно к вам в холодильник положить мясо и так далее, далее, далее». 

Но, как и в любом, даже самом любимом деле, наступает момент, когда рабочая рутина тебя догоняет и давит на тебя. И тут самым простым решением будет немного изменить род деятельности. Именно поэтому этим летом Лиза попробовала себя в качестве инструктора поездных бригад. 

Источник фото: личный архив героини

«Спустя время я пришла к выводу, что железная дорога — это моё, потому что я по натуре своей трудоголик, а здесь нужно вкалывать 24/7, особенно зимой. Но, как ни крути, даже такая интересная работа с течением времени становится рутиной. Хочется попробовать себя в чём-то новом. Так я оказалась в кабинете инструктора поездных бригад». 

«Это был интересный жизненный опыт, но далось мне это тяжело, здесь весьма широкий спектр задач, которые нужно решить в кратчайшие сроки. Серьёзно, любое задание мне давали с пометкой *СРОЧНО!*. Но несмотря на все минусы, в целом мне нравится работать в АО ФПК». 

И напоследок Лиза дала совет для тех, кто когда-либо хотел пойти работать проводником пассажирского вагона: «Спросите себя, готовы ли вы нести все виды ответственности за жизнь и здоровье ваших пассажиров? Если нет, то вам лучше поискать другую работу. Если да, то спасибо за то, что выбрали АО “ФПК”». 

Источник главного фото: личный архив автора