Пермский балет в годы войны – ПиПермь

Пермский балет в годы войны

В годы Великой Отечественной войны эвакуация населения, предприятий и произведений искусства не только обеспечила стратегическое производство, но и позволила сохранить сотни тысяч жизней и культурное наследие страны.

Эвакуация культурных учреждений Москвы и Ленинграда в город Молотов многократно способствовала его культурному развитию во время войны и после нее. Творческие коллективы Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (в настоящее время – Мариинский театр) и Ленинградского хореографического училища имели особое значение для культурной жизни города. Они принесли высокую культуру Ленинграда, высокую культуру театрального искусства.

На сцене городского театра выступали заслуженные мастера балета: Галина Уланова, Татьяна Вячеслова, Наталья Дудинская.

Несмотря на суровые условия работы репертуар театра постоянно обогащался новыми произведениями, публике были представлены балеты «Эсмеральда», «Лауренсия», «Жизель», сюита из «Щелкунчика». Всего Ленинградским театром в Молотове было поставлено более 1000 оперных и балетных спектаклей.

Посещаемость театра была огромной. Рабочие и интеллигенция города по 4-5 раз посещали большинство произведений, работники колхозов собирались по 500-700 человек и приезжали в театр на спектакли. За три сезона работы Ленинградского театра в Молотове в Фонд обороны было внесено более 4 миллионов рублей.

Кроме работы в театре артисты балета продолжали свою творческую деятельность на фронтовых концертах, в госпиталях, на заводах, в детских домах. Один из членов труппы писал, что выступления «зачастую сопровождались «дуэтом» наших и вражеских батарей. Первое время было жутко, постепенно привыкли. Здесь, на фронте, мы забыли, что такое страх».

В 1942 году Ленинградский театр пригласил в Молотов композитора Арама Хачатуряна, и началась интенсивная работа над балетом «Гаянэ».

«Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве – пище духовной, нуждались все – и фронт, и тыл. И мы – артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать», – вспоминал композитор.

Премьера балета «Гаянэ» состоялась в декабре 1942 года. Позднее Хачатурян получил за него Сталинскую премию первой степени, а «Танец с саблями» стал его визитной карточкой.

В 1943 году начались занятия в Молотовском отделении Ленинградского хореографического училища, что позволило сохранить в Молотове традиции Ленинградской балетной школы и заложить основу современного Пермского государственного хореографического училища.

Присутствие в Молотове в годы войны композиторов, артистов, писателей и других деятелей культуры образовало в городе особую творческую атмосферу. По словам Дмитрия Шостаковича «…ни в одной национальной культуре война не рождала столь колоссального взлета национального творчества. Искусство периода Великой Отечественной войны – феномен эстетический и социальный. Такого никогда не было!»

Фотографии для публикации взяты с progorod59.ru, fineartamerica.com и pinimg.com.