«Мне сказали, что так журналисты не пишут» – ПиПермь

«Мне сказали, что так журналисты не пишут»

Вячеслав Варанкин (окончил специалитет по журналистике и магистратуру экономического факультета ПГНИУ) – основатель и директор PR-агенства “VAREN”, старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ.

Что или кто вдохновил вас поступить на журналистику? 

В 1990-е как таковых развлечений не было, и я находил себя в чтении книг. И хотя по стилю в одежде и характеру времяпрепровождения у меня был «гопнический» бэкграунд, я был довольно начитанным и лучше всех писал сочинения в школе. Когда подошло время выбирать, куда поступать, первая мысль была – на нефтяника, вторая – на журналиста. На нефтяника я не поступил и на журналистику тоже: дважды на филфаке не хватило одного балла для прохождения на бюджет – по профильному предмету и по сумме баллов. Пришлось идти на коммерческое отделение, но это была лучшая инвестиция.

Обсценная лексика тогда мне очень помогла сформулировать редактору свои чувства

Помните ли вы свой первый журналистский текст? О чём он был?

На своей первой журналистской практике после первого курса мы с однокашницей сразу интегрировались в информационную среду и потратили выделенные лимиты на интернет в общероссийском чате – в 2004 году безграничный доступ к сети давали только проверенным членам редакции. На нас стали смотреть косо, но мы не сдавались и требовали ещё интернета. По заданию редакции я отправился на деловое мероприятие, которое проводила администрация края. Однако мой текст об этом событии перечеркнули красной пастой и сказали, что так журналисты не пишут. Но в понедельник статья вышла почти без изменений, но под другой фамилией. Обсценная лексика тогда мне очень помогла сформулировать редактору свои чувства. Но я ещё долго, несколько лет, считал себя профнепригодным.

Слава богу, потом я встретился с настоящими журналистами в нормальных редакциях –  Александром Трофимовичем Снитко и Александром Петровичем Куличкиным. Было тоже много красной пасты, но было и человеческое отношение, благодаря которому я всё-таки стал писать.

Мы хотели сделать ученых секс-символами, а университет – номером один в топе Яндекс.Новости

Вячеслав Варанкин в переходе из восьмого корпуса в первый корпус ПГНИУ (2016 год)

Вы заранее планировали после журналистики получить экономическое образование? 

Я вообще этого не хотел и не предполагал даже, что после окончания специалитета вновь вернусь в аудитории. 

Ещё студентом меня пригласили на 59.ру руководителем службы новостей. Через три года мы с друзьями решили сделать своё СМИ, но прогорели из-за финансовых проблем. У меня копились долги, и я помню, как отворачивался и утирал рукавом глаза, когда мама давала 5 тысяч «на поддержание штанов». Чтобы обучить меня, родители продали землю в шикарном месте у реки, а теперь как бы получалось, что я не оправдал надежд. Хотя это была исключительно моя выдумка, рождённая затяжной депрессией с вновь появившимися профессиональными комплексами. Из этого состояния меня вытащил родной универ, где мне предложили возглавить пресс-службу. 

Вместе с молодой командой мы поставили себе амбициозные и панковские цели: сделать учёных секс-символами, а университет – номером один в топе Яндекс.Новости. Многие, представляя учёного, видят престарелого человека в роговых очках и засаленном халате. Мы хотели изменить этот стереотип, и когда увидели нашего молодого учёного на обложке гламурного глянцевого журнала, то поняли, что в этом деле мы точно продвинулись. 

У нас не было бюджета, но была крутая команда, и тогда же я понял, что чисто журналистских знаний мне не хватает в PR, поэтому пошел на экономическую магистратуру. Эконом меняет мышление, цифры придают форму твоей творческой энергии.

Почему окончив направление журналистики и проработав некоторое время в ней, вы решили перейти в сферу PR?

Мне наскучивают однообразности и многократное прохождение “по технологии”.  В PR гораздо разнообразнее задачи и чаще приходится действовать не по алгоритму, а вслепую, создавая сам будущий алгоритм. Это вдохновляет, и когда углубился в сферу PR, понял, что это что-то новое, точно моё. 

PR и журналистика связаны между собой как режиссура с драматургией

Какие качества и навыки отличают вас как человека, который решил стать специалистом в сфере PR? Как думаете, есть ли что-то общее с журналистикой?

PR и журналистика связаны между собой как режиссура с драматургией. В обеих сферах производится контент. Просто пиарщик создаёт его в ответ на запрос клиентов, заказчиков, а журналист – в ответ на запрос общества в целом. 

Как пиарщик я должен знать, как думают журналисты, так как наша деятельность взаимосвязана. Также я стараюсь думать в широком контексте событий. Чтобы создавать интересные проекты, мне необходимо понимать, что люди обсуждают за чашкой кофе, какие тиктоки “залетают”, и кто убил Марка. 

Есть такое выражение «пиарщик – враг журналиста». Вы с ним согласны?

Я считаю, что пиарщик – брат журналиста. Задача пиарщика – помочь журналисту сделать материал. Ведь все мы вместе играем на одном  информационном поле. 

Вы участвовали в разработке и реализации проекта «Открытие главного городского фонтана в честь 100-летия ПГНИУ». Какие эмоции и опыт вы получили при работе с таким масштабным проектом?

В преддверии своего 100-летия ПГНИУ организовывал конкурс идей празднования этого события. Мы с коллегой придумали концепцию, которая называлась «Университет – это любовь». Мы проиграли, но не отказались от некоторых идей. Среди них – торжественное открытие городского музыкального фонтана у драмтеатра. Самый крутой челлендж заключался в том, что идея была, но не было денежных средств, чтобы качественно её реализовать и представить «во всей красе». 

С моим руководителем Ксенией Пуниной мы ходили, что называется, по чиновникам, в администрацию города. В итоге благодаря деловым качествам Ксении, которой я просто восхищаюсь, нам всё-таки помогли

На крыше Естественнонаучного института (2017 год)

Это были удивительные чувства – видеть на площади города почти 10 тысяч пермяков, которые пришли смотреть на фонтан, танцующий под «Гаудеамус» и гимн студклуба ПГУ «Мы не из этих будем». Были мурашки по коже от того, что я видел радостные лица людей, от осознания того, что я натворил. 

Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.

Главное фото взято из личного архива Вячеслава Варанкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *