Сегодня манипулирование общественным сознанием стало глобальной социально-политической реальностью. СМИ, вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, создают его, сочетая различные манипулятивные приемы и техники. При этом большинство методов универсальны, что соответствует стремлению СМИ охватить максимально широкую аудиторию. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся способы манипулирования.
Одним из самых популярных манипулятивных приемов в СМИ является обращение к авторитетам. Манипулятивный эффект оказывает само узнавание публичных личностей, которое порождает ложное чувство знакомства. Чем значимее источник информации, тем более весомым считается его мнение, несмотря на то, что чаще всего авторитеты не подтверждают свои точки зрения примерами или аргументами. При упоминании известных личностей у адресата невольно срабатывает «эффект доверия» и он поддается манипуляции.
Кроме того, СМИ широко используют прием «навешивание ярлыков», который характеризуется присваиванием событиям, отдельным лицам или их действиям слов (или выражений), изначально содержащих в себе негативный или, наоборот, позитивный оттенок. Нужно отметить, что в основном этот метод используется для обличения, осуждения. Так адресату навязывается готовое мнение, не требующее самостоятельного критического анализа, а ярлыки прочно закрепляются в сознании адресата и постепенно трансформируются в стереотипы.
Стереотипы, ассоциации и образы эффективно управляют процессом восприятия информации и часто встречаются в медиатекстах. Они могут влиять на реакцию и образ мысли человека намного сильнее, чем логические рассуждения. С их помощью легко манипулировать сознанием человека, поскольку они тесно связаны с социальным опытом и жизнедеятельностью общества в целом.
СМИ также прибегают к различным методам искажения информации, среди которых стоит выделить прием «подтасовка фактов», когда преподносятся только положительные или только отрицательные факты и доводы при одновременном замалчивании противоположных. Кроме того, медиа систематически утаивают информацию, используют вводящие в заблуждение обобщения, «игру цифрами» и пр. Такие приемы способны искажать реальность, создавать сенсации, преувеличивать или преуменьшать значение события, а также вызывать необходимую манипулятору эмоциональную реакцию.
Воздействие на эмоции оппонентов блокирует способность людей к рациональному анализу и критическому осмыслению происходящего. Они становятся внушаемыми, ими легче управлять. Под влиянием чувства сострадания или страха, восхищения или зависти оппоненты часто меняют свое поведение и поддаются манипуляции.
Однако, как справедливо отметил С.Г. Кара-Мурза, «жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, цели – и начинает действовать по новой программе. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится».
Главное фото взято с сайта инфоурок