Наверное, каждый, кто считает иконы настоящим искусством, слышал выражение «обратная перспектива». Она акцентирует внимание на том, что центром мира является не человек, находящийся перед иконой, а тот, кто глядит на него из иконы.
При упоминании обратной перспективы практически никогда не говорят о сторонах. Если писание иконы осуществляется «с иной точки зрения», тогда ее левая (для нее) сторона становится правой (для нас) и наоборот. А стороны, как известно, имеют также свою символику. Правая сторона – это передний план и настоящее время, а левая – задний план и будущее время.
Благодаря этому мы можем понимать некоторый завуалированный смысл многих икон. Можно рассмотреть на иконографии Страшного Суда, где иконописец запечатлел праведников с левой стороны по отношению к зрителям, а грешников, наоборот, с правой. В центральной части каждой иконы, как правило, художник пытается показать самое главное в своем понимании.
Ярость и дикость, порок и грех христианские иконописцы показывают стоящими дыбом волосами, такая прическа характерна для демонов. Сатана и бесы на Руси были остроголовыми или хохлатыми. Примерно в 17 столетии иконописцы начали наделять демонов рогами, позаимствованными у иконописцев из Европы. Правда, те же рога нередко можно заметить торчащими из взъерошенных волос.
Аналогичная прическа у иных персонажей показывает, что он является язычником, еретиком или грешником. Если для изображения хохлатого человека автор использует темные краски, тогда этот персонаж уже является не грешником, а бесовской иллюзией – демоном, преображенным в монаха, воина или женщину с целью соблазнения героя.
Довольно часто иконописцы изображают воинов со странными на голове шлемами, на тыльной части которых красуются диагональные прориси. Плюмажем это назвать нельзя, поскольку экипировка воинов на Руси не предусматривала боевого оперения. Таким образом иконописцы показывают взъерошенные локоны волос. Обязательная атрибутика каждого воина - защитный головной убор, под которым изобразить локоны взъерошенных волос для автора весьма проблематично. С целью решения данной дилеммы русскими иконописцами был создан некий гибрид защитного шлема и прически бесов, который имел вид своеобразного хохлатого шлема. Так, как правило, маркируются недруги – агрессоры, захватчики, убийцы и слуги языческих царей.
Использование обнаженности на иконах ассоциируется с бесплотным духом. Нагота приемлема для изображения души, которая покидает тело умирающего человека. Нагота также используется для изображения духов и бесов, а также рек и ветров. Обнаженными перед нами предстают и грешники, попавшие в ад. Ещё нагими изображаются и осужденные – так автор обезличивает их и указывает на безысходную участь.
Оформление русского иконостаса завершилось к 16 столетию, именно тогда он приобрел свою классическую форму. Строительство пяти рядов снизу вверх осуществлялось общими принципами. Самый нижний ряд получил название «местный», в его центральной части расположились Царские врата, где иконописцы показывают четырех работающих евангелиста (занимаются чтением книг), либо двух святителей. Над вратами, как правило, иконописцы изображают икону Тайной вечери. Второй ряд можно назвать деисусным. В его центральной части изображается сын Божий – Иисус Христос, по обе стороны которого стоят духи и люди. С правой стороны изображена стоящая Богородица, за которой иконописец показывает апостола Петра и архангела Михаила. По левую сторону автор разместил Иоанна Крестителя, а за ним – апостола Павла и архангела Гавриила.
Поднимаем свой взор чуть выше и перед нами предстает изображение праздничного ряда с главными праздниками. Следующий ряд является пророческим, в центральной его части изображена икона Богоматери, беременная Иисусом, по левую и правую стороны иконописцы размещают ветхозаветных пророков, предсказавших, что именно Дева Мария станет матерью сына Господнего.
Верхний ряд является праотеческим: в центральной части в разных вариациях изображена икона Святой Троицы, окруженная праведниками и предками Иисуса Христа от первых людей – Евы и Адама.
Иконописцы довольно часто прибегают к увеличению центральной фигуры. Таким образом, художник показывает не реальный рост и не перспективу, а сам статус персонажа. Если персонаж изображен в большом размере, значит, он является значимой фигурой, основным действующим лицом, вокруг которого автор уже показывает второстепенных героев.
Однако бывает совсем по-другому. Например, на некоторых иконах Мария, являющаяся главным персонажем, располагается значительно ниже, нежели другие люди. Здесь маленький размер является указателем возраста, поскольку Мария была отдана в храм в детском возрасте.
В некоторых случаях иконописцы изображают в большом размере не всего персонажа, а некоторые его части. Например, увеличенными часто изображаются глаза или руки, тянущиеся к людям во время чтения молитвы. Применяя подобную диспропорцию, иконописцы выделяют ключевые детали с целью привлечения к ним зрительского внимания.
Иконописцы изображают Богоматерь, Иисуса Христа, ангелов и всех святых практически всегда лицом к смотрящему. Люди смотрят на иконы и читают молитвы именно по этому иконописцы изображают главных персонажей, обращенных лицом к молящимся людям, а их руки сложены в положении благословляющего жеста. Если главная фигура на иконе показана автором в совершении какого-то действия (бег, ходьба, общение с иными персонажами и т. д.), то автор его показывает не вполоборота от зрителя, а в три четверти: голова повернута не полностью, и зритель видит оба глаза персонажа. В профильном ракурсе перед зрителем предстает лишь половина лица и один глаз, что не соответствует полноценности образа положительного персонажа. Святых изображают в профильном ракурсе не часто – например, так осуществлялось писание апостола Петра, который склонился над одром Девы Марии.
Негативные персонажи – грешники и демоны – изображаются чаще всего именно в профильном ракурсе. Хотя при изображении бесовского князя или дьявола древнерусские иконописцы временами позволяли себе нарушать негласное правило, разворачивая их анфас. Ведь центральные и иерархически значимые персонажи необходимо показывать зрителям в максимально полной форме (даже если они не положительные).
Порция новой информации выдана. Можно применять новые знания на практике. А позже мы опубликуем третий и заключительный материал о том, как правильно прочесть икону.
Главное фото взято с сайта Калужской духовной семинарии