Евгений Гусев: поэт для города — город для поэта – ПиПермь

Евгений Гусев: поэт для города — город для поэта

Евгений Гусев — поэт, организатор ежегодного отборочного поэтического слэма от города Перми, организатор фестивалей «Звенидень», «Компрос» и автор проекта «Чтивые вторники».

— Уже на протяжении шести лет еженедельно под твоей организацией проходит событие «Чтивые вторники», на котором жители нашего города знакомятся с российскими поэтами. Скажи, как началось твоё личное знакомство с поэзией?

— Когда мне было 16 лет, я переехал в Пермь и поступил в ПГНИУ на юридический факультет. Мне нравилось изучать уголовное право, где каждое слово в законе было важно, определение имело особенную плотность. В стихах — то же самое. Тогда же я начал читать книги не только из маминой детективной библиотеки: Коэльо, Флобер, Достоевский, Пелевин, Веллер. Конечно, я ещё в школе понимал, что у меня есть способности к творчеству. В 1996 году вышел фильм «Ромео и Джульетта», который во мне очень отозвался. Я жил в Губахе, в посёлке Северный, у нас была похожая история. Два двора, как две семьи — Монтекки и Капулетти. Мы постоянно ссорились и писали про это стихи: «Два равно уважаемых двора в Губахе, где встречают нас события…». В 19 лет я влюбился и написал первое настоящее стихотворение. В 2007 году отправил свои тексты на конкурс в ПГНИУ: «Узнай поэта!» Наби Балаева, тогда на стихах я заработал первые деньги и получил возможность выступить в доме «Союза писателей». После этого я начал везде читать свои стихи. Совместно Владимиром Кочневым мы создали студию «Альбатрос», на которой собирались все поэты. В 2013 году мой товарищ Алексей Бояршинов предложил прочитать стихи в баре «Чехов», где он был арт-директором. Осенью того же года там прошло моё первое мероприятие. В 2014 году в рамках литературного фестиваля «Компрос» стартовал первый «Корабль поэтов». Организаторы фестиваля Павел Чечёткин и Борис Эренбург попросили найти туда чтецов, тогда на «Корабль поэтов» я собрал 26 человек выступающих, 15 из них были молодыми поэтами. После этого меня уже официально пригласили стать соорганизатором, а точнее куратором отдельных проектов, с тех пор я неразрывно связан с фестивалем «Компрос».

Фото: Анна Городилова

— Кто такой, по твоему мнению, современный поэт?

— Я всю жизнь пытаюсь разобраться, что значит быть современным поэтом. Наверное, важно, чтобы у него был свой стиль. У Червякова есть уникальный стиль, Полозковой, Козлова, Вавилова, Комарова, Никонова. Всё дело в том, как сам голос оказывает влияние на слушателей, он должен быть свободным. Современный поэт вынужден слышать время и задумываться о словах, которые пишет. Сейчас это тяжело сохранить. Современная поэзия уже давно не только про текст — это звучание, перфоманс. Не многие это понимают. Я и сам не всегда это признаю.

— Ты являешься организатором фестиваля «Звенидень», фестиваля «Компрос», проекта «Чтивые вторники» расскажи, про что для тебя эти мероприятия?

— Все эти фестивали — это возможность собраться вместе творческим людям. Это культурный обмен, совместное общение. «Чтивые вторники» — знакомство с новыми молодыми поэтами. Мне нравится думать, что пока они приходят на мои мероприятия, они не губят своё здоровье с плохими компаниями, а занимаются поэзией, реализуются в творчестве. Я как-то писал: «Здесь добро побеждает пьянство, а стихи побеждают блуд», — и искренне в это верю. Для молодых людей, которые приходят читать стихи, это возможность развиваться. Все мои проекты помогают каждому совершить искреннее высказывание в мир — это важно, как для самих поэтов, так и для слушателей. Все мы переживаем одни и те же чувства, эмоции и ощущения. Поэзия соединяет, объединяет людей. Благодаря этому, люди начинают её любить. Когда я вижу тех, кто открывает для себя новых поэтов, начинает сам пробовать писать стихи — получаю большое удовольствие.

Фото: Станислава Чумаченко

— Что самое сложное в организации таких мероприятий?

— Наверное, для меня нет ничего сложного. Мне всегда это давалось легко, потому что я получал удовольствие от самого процесса. Я научился не из-за чего не расстраиваться, очень закалился в этом плане. Конечно, иногда бывает тяжело себя заставить продолжать системно это делать. Ведь я никогда не любил рутину, а тут 52 «Чтивых вторника» в год, — не каждый справится с таким количеством мероприятий. Но я понимаю, что люди должны собираться и читать стихи.

— Как ты ведёшь отбор поэтов и музыкантов на свои проекты? Каждый ли может выступить со своим творчеством?

— В основном, все кто пишут, могут прочитать свои стихи. Каждому найдётся пять минут на открытом микрофоне. Главное — это адекватность. Вопрос даже не в таланте, потому что с каждым новым текстом поэт развивается — у него получается всё лучше. Я вижу, как поэты растут на «Чтивых вторниках». И стараюсь помогать им с выпуском сборников, отправлять на Всероссийские слэмы, читать в других городах. Эти мероприятия каждому могут открыть дорогу к творчеству, главное — желание и любовь к поэзии.

Фото: Анна Городилова

— Твоё влияние на популяризацию поэзии в нашем городе тяжело отрицать, скажи, что ты думаешь о развитии поэзии в Перми на данный момент?

— Я горжусь тем, что происходит в нашем городе сейчас. Андрей Родионов, организатор Всероссийских слэмов, недавно сказал: «Евгений, у вас такая хорошая поэзия в Перми, столько интересных чтецов. Вы можете в этом году отправить сразу двоих поэтов на Всероссийский слэм, вместо одного». Первое место на нём занял поэт из Санкт-Петербурга — Евгений Дьяконов. Второе место — Иван Козлов и третье — Люся Прохоренко, оба из Перми. И это из 20 поэтов со всей России. Пермякам совсем немного не хватило до первого места и поездки на Всемирный поэтический слэм в Париж. Мне часто говорят, что Всероссийские слэмы уже давно пора организовывать в Перми, благодаря такому количеству талантливых поэтов в нашем городе.

— Каждую неделю, на протяжении шести лет, ты проводишь поэтические вечера. Откуда ты берёшь силы?

— В основном, от людей, которые приходят и благодарят меня. Я просто знаю, что не могу это бросить. Многие приходят семьями, приводят своих детей, я чувствую большую ответственность за подрастающее поколение — это даёт мне силы продолжать.

Фото: Александра Шиляева

— Насколько комфортно ты чувствуешь себя в Перми? Не возникало ли мысли переехать в место, более располагаемое к творчеству?

— Ни разу. В 16 лет я приехал сюда и полюбил Пермь, местных людей. Здесь меня все воспринимают, как творца: «Женька-организатор, Женька-поэт». Советуются со мной, и я понимаю, что я им нужен. А в Москве, в Санкт-Петербурге я вряд ли кому-то пригожусь. Конечно, в любом городе можно организовать мероприятие, выступить, тем более, есть ресурсы и хорошие знакомства, но Пермь — мне роднее всего. Я объездил не менее 10 городов в нашей области с литературной миссией: Кунгур, Губаха, Березники, Краснокамск, Кудымкар, Чусовой, Барда, Куеда. Я наоборот хочу, чтобы люди приезжали сюда, чтобы именно в Перми создавалось творческое пространство. Пермь может быть продолжением культурной столицы России и всей Европы. Я вижу это, когда езжу на фестивали. Я делаю всё, чтобы собрать здесь сообщество талантливых людей, не с помощью денег, а с помощью интереса к поэзии. Например, 28 января в Челябинске прошёл очередной слэм, под организацией Романа Япишина, на котором победителю, в четвёртый раз, предложили поехать в Пермь выступать на «Чтивых вторниках». За последний год я водил по Перми больше 30 поэтов из других городов, некоторые из них были в Перми впервые. Я показывал им наши достопримечательности, памятники культуры. Многим особенно отзывается именно наш город, с каждым разом я сам узнаю о нём всё больше. Я люблю Пермь и считаю, что это лучший город для поэта.

Фото: Егор Кибец

— Что ты хочешь сказать читателям ПиПерми?

Не может быть добра кулаками. Добро может быть только добром. Будьте добрее, любите людей, пишите стихи. Я верю, что все люди к этому придут.

Источник главного фото: Егор Кибец