Нижнекурьинский некрополь. Что это за место и стоит ли его бояться? – ПиПермь

Нижнекурьинский некрополь. Что это за место и стоит ли его бояться?

 Я никогда не была в Нижней Курье. Услышав про улицу Адмирала Ушакова, я решила посмотреть в «Яндекс.Картах», где она находится. Какого было моё удивление, когда первое, что я увидела на карте, был Нижнекурьинский некрополь. Он располагается прямо за остановкой Ушакова и соседствует с парком, где гуляют люди. И какого им? Почитала в картах отзывы: «Вокруг много конфет» и «Ни единой души, скукота смертная». Комментарии приободрили, но не успокоили. Решила: надо ехать. Взяла с собой подругу Леру. Было любопытно, как «жизнерадостно» нас встретит некрополь.

Вышла из дома я около 14:30. День встретил меня приятной погодой. С подругой мы договорились встретиться в 15:00. Опаздывать не хотелось, ведь темнело рано, а посмотреть планировалось многое. Ждать автобус пришлось недолго, около 10 минут. Ехала я из Индустриального района на 80 автобусе. Однако такой маршрут подойдёт не всем. Например, с Карпинского придётся ехать с пересадками.

Я села в транспорт и не изменила своей привычке — ударилась о поручень головой. Посмеявшись над своей неловкостью,  я села рядом с окном, чтобы получше разглядеть дорогу. Параллельно заметила, что народу в автобус зашло довольно много. Особенно учитывая день недели и время суток. Маршрут, на мой взгляд, точно пользуется популярностью!

Я продолжала смотреть в окно. Очень быстро городские пейзажи сменились лесами. Было ощущение, будто я еду на дачу. Густые леса, однополосное движение. Даже удалось увидеть покрытую снегом Каму. При свете дня всё переливалось и струилось, но даже внешние красоты не смогли убрать внутреннее беспокойство. 

Путь занял чуть больше получаса. Ожидание нового места пугало, особенно зная, куда я еду. По приезде я сразу начала осматриваться. Моя первая мысль:

«А где некрополь?»

Фото: Александра Коваль

 На одной стороне зимний лес, на другой — город. Невольно я вспомнила Парковый, где так же совсем рядом располагается лес — Черняевский. Через несколько минут к моему расследованию присоединилась Лера. Моих ощущений она не разделила. Вместе мы начали изучать новую местностность. 

Вход в экопарк. Фото: Александра Коваль

Совсем рядом с остановкой я заметила экопарк «Мечта воробушка». На информационных стендах я не увидела информации, почему этому месту дали такое название. Воробушков нигде не было. Зато были люди. Много людей. Лыжники, подростки, семейные пары, пенсионеры, собачники… Это место было наполнено жизнью, что противоречило названию этого места на картах (Нижнекурьинская некрополь).  Мой надуманный страх быстро улетучился.

По середине экопарка располагается экологическая тропа «Пушкинский лес». Пройдя чуть дальше, мы увидели три скамейки, украшенные яркими листьями: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». На каждой из них были написаны стихи Пушкина, ассоциирующиеся с осенью. Зиму, весну и лето также не обделили вниманием. Особенно нам приглянулся декабрь. Но, к сожалению, не по радостной причине. Мой любимый месяц был раскрашен яркими граффити, что расстроило, хоть и ненадолго.

Фото: Александра Коваль

Пройдя чуть правее, мы увидели собачью площадку. Там нам с Лерой даже удалось поговорить с местными собачниками. Они подсказали, куда нужно идти, чтобы увидеть сам некрополь. На мой вопрос, не пугает ли соседство с таким местом, мужчины со смехом задали встречный вопрос:

«А чего бояться-то?»

(Собачья площадка. Фото: Александра Коваль

Поняв, что наш диалог заходит в тупик, мы вернулись обратно на тропу. На ней нам встретилась чудесная семейная пара. Яркий переливающийся лиловый пуховик Анны я запомню надолго. Несмотря на коляску с ребёнком, супруги предложили нам помощь в поиске, чему мы были очень рады. Добродушно Анна отвечала на каждый наш вопрос об этом месте. Особенно мне запомнилась её история о знакомстве с этим местом:

«Я сама не здешняя, приехала из Кизела. Когда пришла сюда впервые, не знала, что это за место. Прогуливаясь по парку, я увидела, что здесь растут ягоды. Решила собрать. И вот собираю, хожу вокруг, поднимаю голову, а передо мной — крест».

Анна
Фото: Александра Коваль

Медленно, но верно мы приближались к нашей начальной точке отправления. Такое решение было принято из соображений безопасности. Всё-таки с Лерой мы тут впервые, поэтому семейная пара единогласно решила, что лучше передвигаться по центральным маршрутам, а не идти вглубь в леса. За это я им очень благодарна!

По дороге Анна поделилась своими наблюдениями о происходящем в парке:

«Этот монумент (крест — прим. ред.) находится, по-моему, под кураторством “Синтеза” (местной школы — прим. ред.), потому что мало-мальски они там чего-то по осени убирают. Не скажу, что что-то прям глобальное делают. Ну вот этот вот парк, они его вообще “Воробушком” назвали. Здесь скворечники, кормушки вешают. Вот этот, вдоль тропинки, он как будто бы парк. Здесь — с детьми гуляют, там — собачья площадка».

Анна

К сожалению, мы так и не узнали, почему экотропу назвали «Мечта воробушка». Анна предположила, что это инициатива для привлечения детей.

Рядом с лыжнёй мы увидели тот самый крест, который увидела Анна в первый день. Под толщей снега едва ли что-то удалось понять. Кому? За что? На эти вопросы зимой простому прохожему не найти ответа. Уже дома я выяснила, что крест установлен в честь венгерских военнопленных, которые стали жертвами Второй мировой войны.

Фото: Александра Коваль

По рекомендациям Анны мы направились по левой стороне леса. Шли практически у дороги. Обогнув лес, я увидела единственную тропу, ведущую обратно в парк. Закрались сомнения, а стоит ли вообще туда заходить? Быстро преодолев это чувство, мы сделали первые шаги.

Далеко не сразу мы поняли, что уже находимся на кладбище. Всё завалено снегом… Виднелось лишь несколько пирамидальных фигур, отдалённо напоминающих старые надгробные плиты. Свои догадки о правильном местонахождении мы подтвердили у мужчины с собакой, который проходил мимо:

«Да, это некрополь. Вот они, могилки»

Фото: Александра Коваль

Заметить их трудно не только из-за снега. С первого взгляда было понятно — это место давно заброшено. Лишь продвигаясь всё глубже, мы замечали новые кресты. Кто-то всё-таки оберегал память своих предков. Большинству повезло меньше. Некрополь не вызывает страха, скорее сочувствие.

Фото: Александра Коваль

Когда мы прошли дальше, нам удалось поговорить с женщиной, прожившей здесь всю жизнь. Она была в тёплой зимней куртке. Видимо, специально выбранной для прогулок по лесу. На голове у нашей попутчицы была массивная светлая шапка. Мы познакомились с женщиной, её зовут Ольга Вячеславовна. Она согласилась ответить на наши вопросы, хоть в голосе и присутствовали нотки недоверия. Две её собаки расположились рядом с нами. Одна даже легла на мою ногу, что лишь вызвало улыбку.

На мой вопрос: «Не доставляет ли дискомфорта наличие могил?», она с удивлением ответила:

«Так могилы-то скольки-летней давности? — 41-й год. Захоранивали бойцов, которых сюда в тыл отправляли. Здесь был раньше госпиталь. А почему вам не комфортно?»

Ольга Вячеславовна
Фото: Александра Коваль

От встречного вопроса я даже растерялась, поэтому смогла ответить только что-то невнятное. Благо Ольга Вячеславовна продолжила свой рассказ:

«Мы здесь грибы собираем. Могилы-то ведь не свежие. Мы здесь всю жизнь, 50 лет здесь прожили. Нам здесь комфортно, всё своё. Раньше за могилками ухаживали, сейчас всё заброшено. Вы с какой целью интересуетесь?»

Ольга Вячеславовна

Очередной подозрительный вопрос. Честно признаться, в таких ситуациях боишься сказать что-то лишнее. Вдруг человек не захочет продолжать диалог? Однако Ольга Вячеславовна с любопытством выслушала нашу историю. Несмотря на её сомнения, она охотно продолжила диалог. Женщина с удовольствием говорила о плюсах родного микрорайона:

«Вот мы, допустим: я в городе работаю. Мне в городе вообще не прекрасно и не хорошо. С детьми негде даже выйти. Здесь мы с собаками свободно гуляем, с детьми. У нас Кама рядом, лес рядом — всё рядом».

Ольга Вячеславовна

Ольга Вячеславовна продолжила защищать любимое место, будто вот-вот мы позвоним службам, которые снесут всё подчистую:

«Очень всё здесь прекрасно. Вот так и освещайте. Мы не собираемся отсюда уезжать, потому что нам здесь очень всё нравится. Никакие города ваши нам не надо».

Ольга Вячеславовна

Вскоре собаки уже устали от наших вопросов к их хозяйке, что подтолкнуло женщину поскорее попрощаться с нами. Мы несколько раз поблагодарили Ольгу Вячеславовну за потраченное время.

Фото: Александра Коваль

Последние слова женщины очень зацепили. За всё время в микрорайоне все чётко отделяли Кировский район от остальных. Там город, здесь дом. Будто своими словами сами подкрепляли стереотипы о том, что здесь иной мир. Однако наша дальнейшая встреча заставила задуматься об устоявшемся мнении.

После длительной прогулки мы вернулись обратно к дороге. Требовалось срочно перевести дух. Так мы оказались в кофейне прямо напротив леса. Около получаса мы проверили там за беседой, отогреваясь горячим шоколадом и мокко. Обсудили, что успели увидеть, какое впечатление произвела Нижняя Курья. Собравшись с силами, мы сделали последний рывок, взяв ещё пару комментариев. Бариста Саша с радостью согласилась ответить на наши вопросы. Девушка с яркими рыжими волосами и светлой улыбкой поделилась своим мнением о некрополе:

«Я здесь не рядом живу, но, когда я в первый раз увидела…, было просто странно, что в пределах города находится подобное место».

Саша

Однако подобное соседство не пугает девушку. Она воспринимает его больше как парк, где гуляют собачки. Бариста рассказала, что здесь в принципе много людей с собаками.

Мы также спросили у Саши, почему закамчане центр называют городом. Девушка предположила, что так говорят из-за удобства:

«На самом деле, не во всех отдалённых районах это так. Я жила на Гайве, и все тоже такие: “Вот, мы поедем в город”. Такое ощущение, что вы живёте прям в другом городе, отдельно, как в отдельном государстве. Но нет, просто удобно говорить».

Саша

Попрощавшись с доброжелательной девушкой, мы вышли обратно на улицу.  Стремительно стало темнеть. Мы решили попытать удачу и попробовать поговорить со школьниками. Первый раз оказался неудачным, во второй — с нами пообщались три девочки: Вера, Диана и Аня. На вопрос о том, нормально ли для подростков соседство с некрополем, Аня со смехом ответила мне:

«Да нет. Весело!»

Подбирающийся холод к пальцам подсказал, что пришло время возвращаться домой. Мой автобус приехал довольно-таки быстро. На обратном пути тоже было много народа. Вид на вечернюю Каму стал приятным завершением дня.

Фото: Александра Коваль

Историческая справка:

С 1941 по 1945 гг. в Нижнекурьинском некрополе хоронили солдат, умерших от тяжёлых ранений в эвакогоспиталях Кировского района. По окончании Второй мировой войны, в центре нынешнего парка был установлен памятник в честь погибших воинов. К сожалению, его мы так и не смогли найти.
Благодаря работе Краевого многопрофильного техникума (ранее профессионально-техническое училище № 12), заброшенное после войны кладбище восстановили. Многие утерянные имена появились на могильных плитах. Спустя несколько лет работы, 8 мая 1972 г., состоялось первое коллективное шествие и возложение венков павшим солдатам.

Итог таков: в очередной раз убедилась, что иногда мы сами создаём страхи. Впервые увидев на картах грозное «Нижнекурьинский некрополь», я успела придумать огромное кладбище, по которому почему-то гуляют люди. Когда мы съездили туда, мнение поменялось. Оказалось, что это довольно-таки умиротворяющее место, практически ничем не отличающееся от обычного парка.

Главное фото: Александра Коваль