«Для меня телекомпания – это надёжный тыл» – ПиПермь

«Для меня телекомпания – это надёжный тыл»

Лариса Стрельникова окончила ПГНИУ в 2008 году по специальности «журналистика». С 2006 года корреспондент ГТРК «ПЕРМЬ».

Когда вам стало понятно, что журналистика – это ваше? 

Между поступлением в универ и осознанием того, что журналистика – это моё, прошло как минимум пару лет, а то и больше. К концу десятого класса конкретной идеи с профессией ещё не было, рассуждала так: что мне действительно нравится? Русский язык, находить ответы к нестандартным заданиям по этому предмету и писать сочинения. Подумала, что на филфаке будет скучно (такой уж стереотип сидел в голове, не в обиду филологам), а вот кафедра журналистики – то, что надо!

Сама любовь к профессии появилась курсе на втором, когда стала работать в газете и понимать, что мы не просто выражаем свои мысли, а можем помогать людям и даже что-то менять.

По вашему мнению, какие личные и профессиональные качества нужны журналисту, чтобы состояться?

На мой взгляд, это открытость новому, любопытство, неравнодушие, умение работать с информацией, критически мыслить, слышать разные точки зрения. Плюс при всей вовлечённости важна некоторая отстранённость. В  качестве антипримера можно привести истерические публикации в социальных сетях с отсутствием аргументов.

Какие события в профессиональной жизни являются вашими достижениями и победами, а какие неудачами?

Лично для меня достижения – это не победы в конкурсах, а конкретные сюжеты, где мы смогли помочь конкретным людям. В памяти именно они. Какими могут быть неудачи в журналистике, представить сложно, тут речь скорее о том, когда что-то не дожал, не докрутил, где-то поленился. И в этом, наверное, отличие от многих других профессий: нет какого-то эталона для твоих материалов. Более того – твоим коллегам может казаться, что сюжет классный, но если ты сам знаешь, что можно было лучше, удовлетворения от работы не испытаешь.

Лариса, вы относите себя к числу тех журналистов, чьи сюжеты способны оказывать реальную помощь людям. Я понимаю, что за вашу профессиональную деятельность таких сюжетов значительное количество.  Но не могли бы вы описать несколько из них? 

Давайте парочку попробую вспомнить… Есть истории, когда решаются проблемы, например, целой деревни или города, а есть частные случаи – настолько частные, что никто этим людям помогать не хочет – потому что не резонансно, потому что запутанно и трудоёмко. Лет десять уже прошло, а я вспоминаю случай в семье пожилой цыганки: её дочь посадили за торговлю наркотиками, остались дети. Опека тут же захотела их забрать, а бабушка сделать ничего не могла, поскольку с документами были проблемы. Мы этой историей занялись и помогли. Я до сих пор не забыла, как эта грузная женщина в возрасте встала перед нами на колени . Было очень неловко, но в то же время радостно, что мы смогли оказать помощь. И в таких ситуациях всегда гордишься профессией – она даёт тебе шанс реально помогать людям. Пусть для большинства наших зрителей это была просто новость – главное, что для пожилой цыганки внуки были смыслом жизни.

Были случаи более громкие. Например, незаконный снос гаражей на Разгуляе. Люди столкнулись с самоуправством властей – имея на руках все документы, они лишались своего законного имущества. Тут хорошо поработала вся наша редакция – дело имело огромный резонанс, незаконный снос прекратился – проблему начали решать более цивилизованными способами.

А иногда дело совсем не в сюжетах. Не всё, с чем к нам обращаются, мы показываем по ТВ. Когда есть возможность, стараемся помочь просто по-человечески – и этому тоже способствует профессия. Например, были истории, когда человеку не оказывается врачебная помощь. Берёшь трубку и просто звонишь тем врачам, с кем познакомился когда-либо на съёмках. Не всегда получается, но иногда всё же выходит – и ты искренне этому радуешься. 

Ещё один вариант – мы просто помогаем людям помогать: речь, например, о сюжетах с участием подопечных фонда «Дедморозим». Рассказываем, кому нужна помощь, как это могут сделать наши зрители, ребята из фонда делятся подробностями. По сути, здесь мы просто посредники, но важно, что ситуацию в итоге удаётся изменить: дети получают лечение или необходимое оборудование.

Когда есть возможность, стараемся помочь просто по-человечески, и этому тоже способствует профессия

Вами написано более тысячи текстов на самые разные темы. Помните свой первый журналистский текст? О чём он был?

Никогда не считала, сколько написано текстов, но если примерно прикинуть, то за 15 лет работы около пяти тысяч. Самый первый был напечатан в газете «Пермские новости». Тогда я увлекалась спортивными темами, поэтому написать решила о чемпионате по бодибилдингу. Помню, как принесла «сырую» статью опытному журналисту Михаилу Майорову. Почему-то на дом. Ждала в подъезде, когда он прочитает и выскажет свои замечания. Естественно, сильно волновалась, но материал вышел. Думаю, моя мама до сих пор хранит газетную вырезку.

Насколько мне известно, Стрельникова – ваш псевдоним. Настоящая фамилия – Суходолова. Чем обусловлен его выбор?

После третьего курса я начала совмещать работу в газете, журнале и на телевидении. Один из руководителей мне заявил, что неправильно везде быть под одной фамилией и надо бы где-то взять псевдоним. Директор нашей телекомпании этой идеей тоже загорелся – мол, классно, если у корреспондента есть псевдоним, с которым связана какая-то легенда. Я в то время занималась пулевой стрельбой, много писала на спортивные темы, поэтому и псевдоним придумали сразу. Сейчас я сменила его на фамилию мужа – и в паспорте, и в эфире. 

С 2006 года вы работаете в ГТРК «ПЕРМЬ». Почему именно телевидение? 

«Телевидение – это наркотик» – первая фраза, которую я услышала, переступив порог ГТРК. Поняла не сразу, но сейчас полностью согласна. Это сложно объяснимый, но самый главный аргумент. Кроме того, телевидение, на мой взгляд, – самое выразительное СМИ: важны и текст, и картинка, и звук. 

Плюс работа в команде – считаю, что это даёт дополнительные шансы лучше раскрыть тему, больше узнать и увидеть.

ТВ – самое выразительное СМИ: важны и текст, и картинка, и звук

Возникал ли у вас страх, что пермские власти начнут оказывать на вас давление?

Были разные ситуации, но самый популярный вариант угроз, когда какой-то важный  (по его мнению) человек с серьёзным видом сообщал – мне жаль, но с завтрашнего дня вы здесь работать не будете. Мол, я знаю вашего директора/начальника, позвоню ему, и он уволит. Такие заявления не пугают, а скорее смешат. Я работаю в команде и знаю, что моя телекомпания – это надёжный тыл.

Журналистика – это не только про информационный фон. Она сопряжена с профессиональными рисками и стрессами. Расскажите, как вам удаётся справляться с возникающим напряжением в вашей работе?

Тут можно разные моменты отметить: когда тебе морально тяжело (работа во время ЧП – «Хромая лошадь», падение «Боинга»), либо реальные угрозы и конфликты. Нужно очень аккуратно вести себя на съёмках, где такое возможно. А в моральном плане мы научились отстраняться – и это не цинизм. Иначе работать не сможешь.

Спустя годы, вы не разочаровались в профессии, не хотелось уйти из этой сферы?

Конечно, такое бывало! Речь и о физической усталости, и о нехватке времени. Но наша работа замечательна тем, что ты очень быстро переключаешься, происходит постоянная смена эмоций и событий. В этом и есть тот самый кайф, который делает ТВ наркотиком.

Лариса на своём рабочем месте в ГТРК “Пермь”

Какие советы можете дать начинающим журналистам? Что нужно сделать, чтобы стать успешным в нашей сфере?

На мой взгляд, советы здесь особого смысла не имеют. Скажу так – надо быть открытым происходящему и тогда обязательно случится то, что зацепит конкретно вас и станет отправной точкой именно для вас. 

Это всегда работает – и у каждого это что-то своё, не обязательно громкое и глобальное. А если в целом… перед тем, как выбрать журналистский путь, стоит ответить самому себе – зачем? Если аргументы есть, продолжать быть любопытным, неравнодушным, но при этом уметь справляться с эмоциями и работать с информацией.

Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.

Главное фото взято из личного архива Ларисы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *