Ольга Мансурова (Борисова) окончила бакалавриат ПГНИУ в 2018 году по специальности «педагог русского языка и литературы». В этом же году поступила в магистратуру по специальности «журналистика». Во время обучения прошла практику в телекомпании «Ветта» и осталась там работать.
Что или кто повлияло на ваш выбор учиться на журналиста?
Я всегда любила писать и мне всегда очень нравилось работать с информацией, с людьми, раскрывать личности. Однако это понимание пришло не сразу. Когда я выбирала первое образование, ориентировалась на свои возможности, а не на желания и мечты. Пошла на филфак, выучилась на педагога-филолога. Но после осознала, что хочу чего-то большего, чего-то творческого. Решила, что мне нужен ещё один шанс и пошла в магистратуру на интернет-журналистику. Это определённо было правильное решение, одно из лучших, потому что это действительно было моё, чего так не хватало всё это время.
Насколько вы довольны полученным образованием в ПГНИУ?
Я полностью довольна полученным образованием – 10 из 10, даже больше. Если бы передо мной вновь стоял выбор, я бы снова прошла этот путь. ПГНИУ даёт очень хорошие знания как теоретические, так и практические. Всё зависит от того, насколько сам студент готов впитывать информацию и её применять. Когда я была на бакалавриате, проживала сполна насыщенную студенческую жизнь: было много развлечений, вузовских мероприятий, творческой деятельности, знакомств. Но учёба всегда оставалась на первом месте, правда, не всегда хватало времени в сутках на то, чтобы успеть всё. Когда я пошла в магистратуру, углубилась в учёбу максимально, насколько это возможно: не пропускала ни одного слова, мне было важно абсолютно всё впитывать.
Какие у вас были планы на первом курсе обучения и совпали ли они с вашей карьерой?
Оля до ПГНИУ и ПОСЛЕ – это совершенно два разных человека.
Я родом из небольшого посёлка Кунгурского района. Когда живёшь в небольшой местности, делать выбор гораздо сложнее, ведь ты и представить не можешь, какого это – жить в городе-миллионнике и реализовывать себя. Мой выбор в 11 классе менялся постоянно. Я не понимала, кем хочу быть.
Когда выбирала специальность, была потеряна и напугана, мне хотелось попробовать и освоить много разных профессий. Осознанный шаг я сделала в магистратуре. Сейчас чётко понимаю, кто я, кем хочу продолжать быть, кем хочу в дальнейшем стать, к чему двигаться. Когда выпускник школы выбирает образование, он, как правило, ориентируется на взгляды родителей, на мнение окружающих, на престижность профессии, а не на то, к чему тянется душа. На самом деле очень важно прислушиваться к себе, только так ты можешь понять, кем хочешь быть.
Как изменились ваши взгляды на жизнь после получения диплома? Были ли запоминающиеся эпизоды в вузовской жизни, поменявшие ваше мировоззрение?
По поводу взглядов… Когда я закончила университет, поняла, что возможно абсолютно всё. Если человек чего-то хочет и прилагает максимум усилий, он может добиться всего. Я поставила чёткую цель и добилась её, несмотря на то, что было очень много преград и сложностей. Университет дал мне громадную поддержку и надежду на то, что всё будет прекрасно и хорошо. Я чувствовала опору за спиной и мне было очень легко двигаться по пути. Когда я приходила в разные коллективы, работала с разными людьми, была горда тем, что я выпускник ПГНИУ, что получила там два образования. Я с радостью пошла бы и на третье.
А что касается интересных моментов вузовской жизни… По ощущениям все шесть лет в университете были незабываемыми. Каждый день для меня был ценен. Я принципиально ещё в детстве выбрала ПГНИУ в качестве университета. Мне было восемь лет, когда я познакомилась с ПГНИУ. Мы с мамой приехали в Ботанический сад на экскурсию и остановились около «одуванчика» – символа нашего университета, сердца университета. И тогда я сказала маме, что хочу здесь учиться. Она поулыбалась, конечно, но сказала, что у меня всё получится. Поэтому, когда я пришла в ПГНИУ после одиннадцатого класса, я чётко осознавала, что это моё место. Я ехала из посёлка в большой город и у меня была такая гармония и счастье на душе, что я возвращаюсь в то место, которое полюбила тогда, много лет назад. Есть ещё несколько историй, которые мне сильно запомнились. Например, торжественный момент, большой праздник нашего университета, когда ему исполнилось 100 лет. Летающий торт, толпы людей и все счастливые… Я ощущала себя частью чего-то большего, казалось, что все люди, которые находятся на территории кампуса, это огромная семья. Каждое воспоминание ценно.
На ваш взгляд, какими качествами должен обладать выпускник кафедры журналистики, чтобы устроиться работать на телевидение?
Когда вы приходите на собеседование к главному редактору, он оценивает вас как личность, как специалиста. Смотрит на грамотную речь, приятную внешность (внешняя оболочка – то, на что в первую очередь обращают внимание), далее идёт стрессоустойчивость. Важен широкий кругозор, уверенность в себе, умение быстро принимать решения.
Работа на ТВ – это прекрасная возможность и богатейший опыт! Он уникален. Чтобы получить этот опыт, нужно закрепиться и постараться выжить. Есть качество, которое вам пригодится сразу же после того, как вас утвердят на должность. Это способность импровизировать! Несмотря на шаблонный план дня, в редакции всё меняется каждую минуту.
Все эти качества были в вас сразу заложены или что-то пришло с опытом?
Часть была со мной изначально. Например, стрессоустойчивость. До того, как прийти на телевидение, я работала в гимназии учителем русского языка и литературы, вела пятые классы, а также была классный руководителем и администратором сайта. Сутками была в школе, по вечерам приезжала в редакцию, на практику. И так продолжалось на протяжении двух месяцев, поэтому стрессоустойчивости у меня было очень много.
Ютуб, по вашему мнению, вытесняет телевидение?
Я думаю, нет. Ютуб – это удобный формат получения информации, создания контента для молодёжи, да и не только для молодёжи. Но отличие ютюба от телевидения громадное. Телевидение – это качественный сбалансированный контент, и так будет всегда. На ютубе нет пока настолько качественного контента, это уже уникальные каналы, сферы, но всё же слишком много мусора, который не допустим на ТВ. Когда на ютубе будет всё приведено в порядок, тогда, я думаю, можно будет считать их конкурентами, но на данный момент телевидение прочно держится.
Можете вспомнить забавные моменты, которые происходили с вами на телевидении?
Забавных моментов было огромное количество. Каждая съёмка была в какой-то мере забавной. Всегда запоминались съёмки с участием животных. Это отдельная тема, неконтролируемый процесс. В таких сюжетах корреспонденту важно взаимодействовать с животными, записывать с ними стендапы. И когда пытаешься это сделать, всё выглядит довольно смешно. Ты пытаешься удержать зверушку, которая выхватывает твой микрофон, роняет его. При этом нужно улыбаться и контролировать свою речь в потоке. Была забавная ситуация, когда мы снимали крыс, символ 2020 года. Мне обещали дать самую спокойную, но она оказалась довольно шустрой, что невозможно было её удержать. Она постоянно пыталась убежать, постоянно пыталась залезть мне под блузку, а там был микрофон-петличка и всё очень шуршало. Было некомфортно… Мы с оператором снимали этот момент 15 минут, поскольку дважды я чуть не выронила животное. Был момент, когда все уже находились на грани, потому что затянулся съёмочный процесс, я записывала стендап в пятый раз. И наконец настал такой шикарный и идеальный момент, когда животное успокоилось, а я заканчивала свою речь. В руках у меня была еда для мышки, чтобы её отвлекать, и в тот момент, когда мы уже заканчивали запись стендапа, еда высыпалась, и крыса выпрыгнула из моих рук. Мы так и не записали тот дубль, это было ужасно. Я её на лету подхватила и чуть не уронила микрофон.
Приходилось ли вам освещать чрезвычайные ситуации?
Да, конечно, и довольно часто. Это происходило буквально каждую неделю, либо каждые две недели. Из самых тяжёлых на моей памяти – трагедия в гостинице «Карамель». Когда люди заживо буквально сварились. Я поехала на третий день снимать картину происшествия, помню, кипяток заполонил половину улицы, а это была зима. Картина просто кошмарная, а нужно застендапиться в этом месте. Мне было очень тяжело морально, я понимала, сколько людей погибло, и как именно они погибли. Я думала, это будет самым сложным в тот день, но потом позвонил редактор и попросил поехать в больницу, где лежали пострадавшие и поговорить с ними, записать интервью, если это возможно. Нам разрешили на 20 минут зайти в коридоры. Мне удалось пообщаться с родственником пострадавшего, который получил сильнейший ожог ног. Он не разговаривал с родными несколько дней, не проронил ни слова. Моя задача была пообщаться с этим пострадавшим, но я не смогла этого сделать, потому что это противоречило моим моральным принципам. Очень тяжело снимать людей в трагедии, нужно держать свои эмоции под контролем, быть сильной и продолжать свою работу, но ещё важнее не переходить грань и оставаться человеком, уважая чувства других людей.
Часто ли на телевидении делают вторые дубли? Можно ли как-то их избежать?
Вопрос очень интересный. Скажу так – вторые дубли делают абсолютно все. Бывают различные ситуации, которые элементарно мешают записать дубль с первого раза. Например, предмет в кадре, люди, другое существо, а что-то вообще зависит от погоды. У меня было и пять, и шесть дублей, такое случалось. По секрету скажу, есть папка, в которой я храню свои забавные неудавшиеся дубли, они очень памятны для меня.
За время работы корреспондентом я выработала три правила, как максимально быстро записать стендап. Правило первое – готовиться к съёмке: узнать все детали, записать все данные о спикере, изучить тему, прописать текст заранее. Правило второе – оперативно работать на месте и внимательно слушать спикера, зачастую в незапланированных диалогах всплывают интересные детали. Правило третье – не бояться и пробовать импровизировать! Стендапы в потоке получаются очень яркими и интересными!
Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.
Главное фото взято из личного архива Ольги