Как добиться успеха, если ты упал? Часть 1 – ПиПермь

Как добиться успеха, если ты упал? Часть 1

О том, как тяжело и больно.
О том, как грустно было нам.
О том, как с нашей силой воли
Свобода бросилась к ногам.
О том, как страшен первый шаг,
И как скрежещет ритм сердец. 
О том, кто друг, о том, кто враг.
О том, кто честно горд, кто льстец. 
Я говорю о тех, кто смелый.
Пишу о тех, кто смог достичь,
Когда давило все, в груди болело,
Кто уничтожил страха паралич.
О тех, кто, не жалея руки,
Почти закрытый отворил проход.
Кто пал, устал, прошел чрез муки.
Но встал и двинулся вперёд.


Валерия Жукова


Множество историй о пути к успеху окружает нас. Все они разные: счастливые или печальные, полные добра или злости. Кто-то покорил свою высоту, а кто-то остался там, где упал. К сожалению, большинство историй успеха – это истории о пути тернистом, полном препятствий. В этом цикле материалов вы познакомитесь с удивительными историями трёх наших героинь, которые не раз были сломлены по воле судьбы. Эти истории о сильных людях, которые не побоялись трудностей и преодолели все преграды.


Анастасия Чепурова. Студентка Казанского института культуры, танцовщица. Ей пришлось отказаться от своей мечты

В свои 20 лет Настя знает, что такое успех, дающийся через боль, слезы, страх, обиды и переживания. Она знает, что такое невыносимая усталость, нехватка сил и преодоление себя. Юная Настя знает истинную цену успеха. Она с детства мечтала стать балериной. За плечами у нее насыщенный путь, научивший ее ценить себя, любить свое дело и быть сильной. Настя очень общительная и добрая – она с радостью поделилась с нами своей историей, о том, каким был ее нелегкий, но важный и по-своему хороший путь к успеху. 

В каком возрасте у Вас появилась цель стать балериной?

Вот прямо профессиональной балериной, чтобы поступить в училище, цель у меня появилась в третьем классе начальной школы. Мне было 9 лет. Я сказала маме, она меня поддержала. И мы решили, что можно попробовать поступить в  Московскую Академию. Там два училища было у нас на выбор. И потом напоследок Пермь оставалась.

А с чем было связано это желание? Вас кто-то мотивировал?

Мне очень нравились занятия с Любовью Вениаминовной, нашим педагогом в «Ассоли», особенно нравилась классика: она, видимо, как-то помогла мне поверить в себя, в свои возможности, я стала больше танцевать участвовать в номерах. И еще в то время выпускали коллекцию «Балет» на DVD, я собирала эту коллекцию и смотрела. Чем больше я смотрела этих балетов, тем больше я влюблялась в них и ловила себя на мысли, что хочу этим заниматься. Я хотела танцевать именно балет, потому что мне нравилось это вечное преодоление себя, нравилась здоровая конкуренция с девочками.

Я уже в третьем классе поняла, что балет – это нелегко, что придется постараться. 

Какие усилия Вы прилагали, чтобы достичь успеха? Приходилось ли вам жертвовать чем-то?

— Где-то на втором году обучения я поняла, что нужно постоянно дополнительно заниматься, идти вперед программы, чтобы в училище у тебя уже все получалось, чтобы тебя замечали и ставили  в какие-то партии, в спектакли. Со второго класса начала заниматься дополнительно у нескольких педагогов, с третьего года вообще все плотно пошло. Поначалу трудно себя заставлять, потому что ты уставший уже под конец  дня, но когда ты преодолеваешь этот момент и все равно едешь на занятие, второе дыхание открывается. Когда у меня получились первые результаты, еще больше захотелось работать. Это как по нарастающей. Вот, откуда-то ресурсы я брала, но опять же начинались большие проблемы со здоровьем, и из-за этого я чувствовала что мне сил не хватает… Что я только не делала, чтобы силы были. Когда есть какой-то недостаток данных в профессиональной деятельности, это очень сказывается на том, что к тебе предвзято относятся педагоги, и приходится постоянно что-то доказывать другим. Хотя это вообще неправильно, нужно доказывать только себе. 

приходится постоянно что-то доказывать другим. Хотя это вообще неправильно, нужно доказывать только себе. 

С какими неудачами Вы столкнулись на пути? Казалось ли вам, что эти неудачи непреодолимы?

— Был такой переломный момент у меня. Пятый год обучения в училище. Сменился ведущий педагог, и мне не хотелось идти в училище. Не было никакой мотивации, она только гнобила. А ты себя чувствуешь и так не очень, а тебе еще говорят какой ты никчемный и бездарный, что ты плохо соображаешь, что у тебя не хватает способностей для балета. Из-за этого я очень много пропускала, уходила на больничный, потому что мне просто не хотелось заниматься. И под конец года я набрала пару килограммов, потом все равно быстро их сбросила, но этого было недостаточно для моего педагога. И мой педагог, как мне потом она призналась, попросила комиссию на экзамене снизить мне отметку. Меня это довело до истерики. Я разочаровалась в профессии. Это было сложно. 

… ты себя чувствуешь и так не очень, а тебе еще говорят какой ты никчемный и бездарный.

Мама сказала мне, что сейчас еще не поздно закончить и уйти в какую-то другую сферу, но я должна подумать хорошо, смогу ли я вообще без танцевальной сферы жить. И как-то я собралась, сказала себе, что все будет нормально, начнется лето, я позанимаюсь еще, похудею, на ноги встану и на первом курсе покажу всем «класс». Так, в общем-то, и получилось. Но потом еще сложнее стало, потому что некоторые педагоги очень жесткие в плане воспитания, обучения. И когда ты ставишь себя так, что хочешь быть среди лучших девочек, хочешь танцевать все, к тебе сразу и требования жесткие. Мой педагог это видела и видела опять же, что мне чего-то не хватает: сил, выносливости, данных. Была одна ситуация, когда  надо было снять видео, отправить его в лагерь «Сириус». Одну комбинацию, наверное, я повторяла раз десять. Я уже просто не могу, а она говорит: «Нет, это ужасно. Нет, это не то. Это кошмар. Тебя вообще никуда не возьмут». Таких моментов было очень много и даже за один год было три раза, когда я хотела все бросить. 

Фото из личного архива

Что Вам помогло побороть желание бросить всё? 

— Все-таки я больше боялась начать что-то новое. И сам факт, что оставалось доучиться совсем немножко. Может быть, я хотела диплом получить. Не знаю, но больше, наверное, страх. А что я еще умею делать? По сути, я семь лет жизни отдала этому профессионально, больше ничего не умею, поэтому приходилось терпеть.

Вы упомянули, что у Вас были проблемы со здоровьем. Были ли такие проблемы со здоровьем, которые Вам сильно помешали на пути и даже морально Вас сломили?

— Да, такая ситуация была как раз на втором курсе. Это было перед тем, как я взяла академический отпуск. Я сильно начала худеть, это было непроизвольно. Я была очень худая, по сравнению со всеми просто ужас. Там с семьей как-то так получилось, что дедушка болел, мама была с дедом постоянно, а я была одна дома на протяжении двух месяцев. Это было морально тяжело, потому что всегда одна. Я забывала есть, не успевала, так как в училище с утра до вечера были репетиции. И так получалось, что вес уходил, уходил, уходил. И в какой-то момент что-то у меня в голове стало происходить: я начала взвешиваться по три раза в день. Я начала принимать таблетки для похудения, потому что мне хотелось сбросить еще. В зеркале мне отражение всегда не нравилось, мне казалось, что я толстая  и всё. Мама нашла у меня таблетки. Я с ней поговорила, и мы решили что нужно сделать перерыв, уехать полечиться, потому что у меня с желудком начались ужасные проблемы, еда  не переваривалась, отеки какие-то стали появляться. Я походила по врачам, и все врачи мне посоветовали найти хорошее место, чтобы там вылечить расстройство пищевого поведения. И на месяц я уехала. Это был самый лучший месяц за то время. У меня как-то в голове все перевернулось. Тогда я уже решила, что больше не хочу в училище. Я взяла академ. А в итоге, просто не вернулась.

Тогда я уже решила, что больше не хочу в училище. Я взяла академ. А в итоге, просто не вернулась.

Что Вы почувствовали, когда Вам пришлось отказаться от своей мечты стать балериной?

Я стала как-то больше гулять, общаться с людьми, стала заводить новые знакомства, мне показали, какой мир вне училища. И мне так все это казалось интересно, я хотела в другом себя попробовать, и я не расстраивалась. Мне надо было как раз сделать перерыв, чтобы я поняла, как мне это важно. В какой-то момент я почувствовала, что что-то не то, все-таки мне так не хватает даже, наверное, не балета, а танцев. Мне, чтобы это понять, нужен был год. А потом я осознала, что с танцами мне надо связать свою жизнь, и решила попробовать поступить в институт культуры, получить высшее образование. Подумала: столько знаний у меня есть, я столько могу дать, можно стать хорошим педагогом или хореографом или вообще освоить новые направления танцев. И все хорошо, по итогу-то, закончилось.

я осознала, что с танцами мне надо связать свою жизнь

Не считаете ли Вы напрасными все годы, потраченные на достижение цели стать артистом балета?

— Нет, ни в коем случае. Это все равно очень хорошая школа жизни. Уже с одиннадцати лет тебя приучили к дисциплине, аккуратности, к тому, что нельзя ходить в нестиранной одежде. Голова всегда должна быть аккуратной. И, на самом деле, есть возраст такой, когда девочки, мальчики находят себе неправильное окружение и начинают пить, курить, чем попало заниматься, там еще хуже, конечно же, бывают ситуации. А мы были в своем каком-то мирке, где все были воспитанные, где педагоги нам сразу объяснили, как нужно жить правильно и что мы должны соответствовать статусу артиста балета. Мы все время были в безопасности от внешнего пагубного воздействия. 

Целый год Вы восстанавливали  физическое и ментальное здоровье после того как ушли из училища. За этот год Вы попробовали что-нибудь, кроме танцев?  

— Я полюбила поэзию, я начала учить стихи, развивать память, в основном, литературой увлекалась в тот год. И я еще тогда не понимала, что не только в классическом танце можно развиваться. Если бы я знала, что современная хореография мне так понравится, то, естественно, бы этим занималась, но я тогда просто понятия не имела, что это может у меня получиться. Вот, поэтому я боялась. А сейчас ты как бы боишься, но делаешь, поэтому тебе еще больше это нравится, это так интересно. В общем, танцы – это все-таки прекрасно.

А сейчас ты как бы боишься, но делаешь, поэтому тебе еще больше это нравится

А кто из близких поддерживал Вас? Были ли те, кто Вас отговаривал продолжить заниматься танцами?

— Меня никто не отговаривал. Были очень рады, что я ушла из училища. Конечно, были претензии: «Ты же могла дотерпеть, ты же могла доучиться, вот как ты сейчас без этого диплома, столько потеряла». А мне, на самом деле, все равно, потому что я не могла иначе, просто не могла я вернуться в училище.

Расскажите про Вашу жизнь «после». Чем Вы сейчас занимаетесь?

— Разумеется, сложности и сейчас есть, но они больше связаны со взрослой жизнью, с принятием решений. И мне очень нравится в Казани: и в городе, и в моем институте. Есть свои нюансы, но, в принципе, очень здорово, когда ты можешь развиваться в таких неожиданных направлениях, что-то пробовать. И, с одной стороны, тут очень много девочек есть, которые растанцованны, они больше ходили на всякие «high hills» (направление танцев на высоких каблуках), множество направлений изучали. Мне сложно, потому что… балет и все, это сложно. Но с другой стороны, когда ты постепенно начинаешь осваивать новую координацию, у тебя тело по-другому начинает двигаться, столько открытий происходит – это такие эмоции!

Когда ты постепенно начинаешь осваивать новую координацию, у тебя тело по-другому начинает двигаться, столько открытий происходит – это такие эмоции!

И самое главное, что здесь произошло: педагог по классике очень  хорошая. Тут же мало балетных девочек. И поэтому она сразу обрадовалась и сказала: «Бог подарил мне балерину в институте». Она сама очень хороший педагог, прямо ни капли не уступает тем, которые преподают в театре. Мы с ней ездили давать благотворительные спектакли  в Африку. Танцевали там главные партии с мальчиком-однокурсником. Вот такая возможность была съездить в какое-то необычайное место, посмотреть абсолютно других людей и танцевать для них. В общем, здорово.

Фото из личного архива

После такого опыта Вы боитесь, что что-то пойдет не так? Страшно ли Вам принимать новые испытания или Вы готовы к ним?

— На самом деле, часто такое бывает, что перед сном я задумываюсь о том, куда я дальше пойду. Неужели я останусь преподавать и буду стоять на месте? Хочется же все равно исполнительской деятельностью сначала заниматься – потанцевать хочется. И я в последнее время стала очень много думать над тем, может ли у меня получиться попасть в театр все-таки. Это будет очень сложно: вроде бы и без диплома не берут, но вроде бы если понравишься, то могут взять. В общем, в такие моменты, когда у меня чересчур сильные переживания, куда я пойду и кем буду, я просто себя останавливаю и говорю:

«Так, до этого еще надо дожить, сейчас просто нужно делать, как чувствуешь, а там уже посмотрим». 

Мы уверены, что у Насти все самое лучшее еще впереди. Она обязательно покажет всем неоднократный «класс», ведь она не останавливается и продолжает свой танец жизни. 

Главное фото взято из личного архива.