«И вот постепенно, один за другим, в нашей семье появились ещё шестеро детей». История семьи из Пермского края, которая взяла под опеку детей с особенностями развития – ПиПермь

«И вот постепенно, один за другим, в нашей семье появились ещё шестеро детей». История семьи из Пермского края, которая взяла под опеку детей с особенностями развития

Какая она — жизнь с приёмными детьми с особенностями? С какими трудностями ежедневно сталкивается приёмная семья? Об этом и многом другом читайте в нашем материале.

По данным Росстата в Пермском крае на сегодняшний день живёт почти 10 тысяч детей с инвалидностью. Многие из них остались без попечения родителей, но есть люди, которые хотят подарить детям с особенностями счастливое детство.

Своей историей поделилась жительница района Пермского края, которая решила посвятить свою жизнь воспитанию особенных детей из детского дома.

— Расскажите о себе: как проходит ваш обычный день? Где вы работаете? Чем занимаетесь в свободное время?

Меня зовут Анастасия Владимировна, я являюсь приёмным родителем и сейчас я не работаю, занимаюсь воспитанием детей. До этого я 20 лет прослужила в органах внутренних дел, а после выхода на пенсию у нас с мужем появились приёмные дети. Первый приёмный ребенок появился в нашей семье ещё до того, как мы вышли на заслуженный отдых, а другие уже после. Мы с мужем решили, что можем взять под опеку детей, чтобы подарить им семью. Сейчас всё своё свободное время мы посвящаем им.

— Сколько всего у вас детей? Сколько из них биологически родных?

Биологически родных детей у нас двое, приёмных детей — семь, из них трое с особенностями развития. Наши биологически родные дети уже взрослые и самостоятельные. Они живут отдельно от нас.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях детей.

— Когда мы взяли Адель, нам рассказали о том, что у неё пятая группа инвалидности. У девочки была расщелина нёба и укороченная уздечка языка. Расщелину нёба ей прооперировали за два месяца до того, как мы забрали её в семью, а операцию на уздечку ей сделали, когда ей исполнилось три. Сейчас ей сняли инвалидность, но она всё равно остаётся особенной из-за патологий, которые остались после операций: у неё нарушение слуха и речи. Ещё у нас двое детей с синдромом Дауна — Варя и Мирошка. У Насти Spina bifida (расщепление позвоночника), она колясочница.

Как вы пришли к тому, чтобы взять детей из детского дома? Почему вы решили, что хотите взять именно детей с особенностями?

— Это желание у меня появилось ещё в детстве. Мне очень нравился фильм «Хозяйка детского дома», и после его просмотра я думала о том, что когда вырасту, то обязательно возьму ребенка из детдома.

Когда дети выросли, я всё больше загорелась этим желанием. Я понимала, что сейчас они разъедутся, мы с мужем останемся совсем одни. Тогда я решила, что хочу взять ребенка из детского дома, чтобы дать ему семью,помочь ему, позаботиться о нём.

Первая у нас появилась Кристина, ей на тот момент было два года. У неё умерла мама, и я узнала, что она осталась одна. Мне захотелось её удочерить, и нам разрешили. Так мы взяли под опеку первого приёмного ребенка. Потом, когда мы с мужем вышли на пенсию, мы поняли, что сможем помочь ещё детям. И вот постепенно, один за другим, в нашей семье появились ещё шестеро детей.

Почему мы решили взять именно с детей особенностями? Во-первых, здоровых детей из детского дома очень сложно взять, на них стоит очередь. Во-вторых, дети с особенностями тоже очень хотят семью. Да, у них есть инвалидность, но они такие же дети.

Первую мы взяли Адель (с расщелиной нёба и укороченной уздечкой языка), но взяли мы её вместе с братом, нам не хотелось их разделять. Они у нас с Уфы. Почему мы взяли их именно с Уфы? Потому что в Пермском крае нам говорили, что детей с особенностями нет, но мы продолжали искать по базе в других городах (в базе ты выбираешь понравившегося тебе ребенка и забираешь, если одобрит опека).

Потом у нас появилась Варя (с синдромом Дауна). Я прошла собеседование, на котором мне задавали вопросы о том, зачем мне такой ребенок, и был ли у меня опыт работы с такими детьми. И вот, 28 декабря 2020 года, мы привезли её домой из Кирова.

В 2022 году мы забрали ещё двух детей. Настю (Spina bifida) и Мирона (синдром Дауна), на тот момент ему было четыре месяца.

Как ваши биологически родные дети отреагировали на то, что вы хотите взять детей из детского дома?

— Дети поддержали меня. Они помогали мне с детьми. Особенно с первым приемным ребенком. У Кристины нет особенностей, но она росла в неблагополучной семье, поэтому у неё была сильно нарушена психика, и с ней было сложно справляться.

Первое время дочка ревновала к приёмным детям, но потом она поняла, что ревности здесь нет места. Мама всех любит одинаково, просто за маленькими нужен больший уход. Дочка поняла, что без нас эти дети просто пропадут.

Как на это отреагировали ваши друзья и близкие?

— Братья и сестры отнеслись к этому хорошо, правда переживали, что нам будет тяжело.

Некоторые друзья отвернулись от нас. Я до сих пор не могу понять, почему они так отреагировали. Я знаю, что так у многих, кто берёт приёмных детей — от них просто молча отворачиваются друзья.

Сотрудники на работе тоже не понимали, зачем мне это, тем более они видели, какой у меня сложный ребенок, который постоянно кричит. Они просто не осознавали того, что я не могу вернуть её обратно, потому что это не кукла, которую можно сдать в магазин, если она не понравилась, это живой человек.

Многие видели то, как мы живём и говорили, что такого счастья им не надо. Приёмное родительство точно не для всех.

С какими трудностями вы столкнулись, когда оформили опеку над детьми?

— Если рассматривать начальные трудности, то они у нас были с первым ребенком, с её отклоняющимся поведением. У неё были постоянные истерики, нас спасало только, что мы сидели с ней каждый по очереди. Поначалу мы с ней никуда не выезжали, всё время сидели дома. Но потом мы решили отправиться в отпуск, и я даже удивилась, что она спокойно сидела в машине. А так трудностей у нас в принципе не было.

Если говорить о трудностях, которые у нас сейчас: для детей с особенностями нет специализированных школ или детских садов. В школе выделили класс для особенных детей, мы приводим их туда всего на два часа, но этого недостаточно, чтобы дети полноценно развивались. Специализированные учреждения, конечно, есть в Перми, но этого нет в пригороде. Особенные дети из посёлков тоже хотят развиваться, выходить из дома, менять обстановку, им тоже нужно общение.

Как долго дети к вам привыкали?

— Самой сложной у нас была первая адаптация. Кристина привыкла ко мне быстро, сразу же начала называть мамой, а вот адаптация в семье заняла четыре года. Только спустя это время и закончились её истерики.

Брат и сестра из Уфы адаптировались очень быстро, всего за два месяца. Адель, бывало, убегала и проверяла, бежит ли кто-то за ней, боялась, что за ней никто не последует. Остальные тоже адаптировались два-три месяца.

У вас такая большая семья! Как дети взаимодействуют друг с другом, возникают ли конфликты из-за нехватки вашего внимания?

— Они взаимодействуют друг с другом, как обычные дети, как семья. Они не относятся к чему-то ревностно, у нас наоборот. Когда появился второй приёмный ребёнок, то дочь, у которой были постоянные истерики, стала спокойнее. Мне даже знакомые стали говорить, что её будто подменили. У неё появился друг, они стали общаться, гулять, играть. Она сразу успокоилась, хотя до этого мы водили её и к психологам, и к психиатрам, и ничего не помогало. Оказывается, ей просто нужен был друг, который будет одного возраста с ней.

Как вам удаётся уделять достаточно внимания каждому ребёнку?

— Я не занимаюсь с каждым ребенком по-отдельности, мы садимся все вместе. У меня нет такого, чтобы этому больше, а этому меньше. Бывает такое, что я провожу немного больше времени с Мирошей, потому что он ещё маленький, но это только в бытовом плане, а играем мы все всё равно вместе. Мы все всегда рядышком. Когда с одним начинаешь заниматься — все уже вокруг тебя стоят. Всем интересно. Но если у старших пропадает интерес, они могут спокойно все вместе уйти играть на второй этаж.

С какими трудностями вы столкнулись, когда дети пошли в школу?

— У нас есть проблемы с девочкой колясочницей, для неё нет специально оборудованного туалета. Ей приходится сидеть в школе в памперсе. Я уже много раз разговаривала об этом с директором, но он говорил, что нужно делать ремонт, нужны деньги, и он ничем помочь не может.

Подвоз тоже для нас трудность. Непроработано это всё, конечно. Нет условий для обучения особенных детей.

Как ребята взаимодействуют с одноклассниками?

— У Насти (Spina bifida) появились друзья, ей очень нравится общаться. Адель пока не завела друзей, но, когда я прихожу её забирать, она играет с какой-то девочкой. Варя (синдром Дауна) общается с мальчиком с такими же особенностями, но больше времени проводит с Адель.

Расскажите о достижениях ваших детей: посещают ли они какие-то дополнительные занятия, участвуют ли в конкурсах?

— Кристина, наша первая девочка, учится по седьмому виду (обучение детей с задержкой психического развития), учеба даётся ей очень тяжело. Психологи говорят, что у неё идёт нарушение нейронных связей в голове, что обуславливает её поведение. При этом она очень любит стихи, знает наизусть несколько сборников Агнии Барто. Она участвовала в районных конкурсах чтецов и дважды заняла там второе место. Она очень старается, сама занимается.

Настя, колясочница, её, конечно, не везде берут, но в этот раз её брали на спортивные соревнования. Она заняла первое место в своей номинации. Настя, конечно,  была одна в своей категории, но при этом сдала все нормативы на высшие результаты. Ещё она очень красиво рисует картины по номерам. Я сама когда-то пробовала рисовать картину по номерам и могу сказать, что это очень сложно, там много маленьких деталей. Для неё это так легко, а картины, ведь совсем не детские: пейзажи, натюрморты. И это при том, что первую картину, которую я ей дарила, она просто закрасила одним цветом, а сейчас, картины, которые она рисует, висят у нас дома.

Адель у нас занимается танцами. Она очень пластичная, у неё есть внутренний талант к этому.

Мироша для своего диагноза очень рано пошёл. Он просто сам встал и пошёл. Он у нас большой молодец.

У Илизара задержка развития, но он у нас очень быстро всё запоминает. Он очень шустрый, на занятиях спокойно не сидит, но когда ему задают вопросы, он на них чётко и правильно отвечает, учителя удивляются этому. Также Илизар любит изучать насекомых, физические явления, взаимодействие природы и науки. Он очень любознательный.

Серёжа любит делать поделки из дерева, собирать лего, мастерить из подручного материала, готовить.

Помогают ли вам дети в простых бытовых хлопотах по дому?

— Конечно, помогают. Особенно все любят готовить. Если мама даст волю что-нибудь постряпать, они все тут как тут. Прибегут на кухню и будут все вместе готовить. Также старшие дети могут младших покормить, позаниматься с ними. Дети прибираются дома, ухаживают за домашними животными (у нас кролики и собака), ходят в магазин. Они всегда мне во всём помогают, не говорят, что что-то не будут делать, наоборот, проявляют инициативу и хотят помочь маме. Они у меня молодцы.

С какими эмоциональными трудностями вам приходится справляться при воспитании особенных детей из детского дома?

— Я по-разному себя чувствую. Бывает, что опускаются руки. Помню, когда все разом заболели в ковид, за каждым нужен был особый уход. Когда началась школа, тоже было сложно поначалу — было тяжело составить точный распорядок дня, чтобы всё успеть: развести одних детей в школу, других — в садик, с третьим — в больницу успеть съездить, ещё еду приготовить, дома прибраться. Когда у детей нет настроения, это тоже особое испытание.

Это жизнь, и это совершенно нормально, не всегда же должны быть одни праздники. Усталость, конечно, есть. Как я справляюсь с этим? Смотрю старые фильмы, разговариваю с сестрой.

Расскажите о каком-нибудь счастливом моменте для вашей семьи.

— Счастливый момент — это, когда ты борешься с опекой, чтобы тебе дали ребенка, собираешь документы, и у тебя всё получается. Счастливые моменты — каждый раз забирать ребёнка из детского дома, чтобы стать для него семьёй. Счастливые моменты — справляться с диагнозами детей, понимать, что болезнь отступила и наступила ремиссия, осознавать, что смогли помочь особенному ребёнку. Счастливый момент был и тогда, когда мы купили дом для нашей большой семьи, хотя и с этим у нас были трудности.

На мой взгляд, счастливые моменты всегда возникают после трудностей. Ты к чему-то стремишься, у тебя это получается, и ты понимаешь, что всё было не зря.

Что вы бы хотели пожелать родителям, которые решили посвятить свою жизнь особенным детям?

— Если обращаться к тем родителям, которые уже взяли ребёнка из детского дома, я бы пожелала им терпения и лёгкой адаптации.

Если обращаться к тем, кто только планирует взять ребёнка из детского дома, я бы посоветовала сначала хорошо подумать. Если человек действительно этого хочет, у него есть стремление к этому, то его ничего не остановит, он со всем справится. Если у людей есть и цель, и страх — это нормально. У нас тоже были страхи, но со временем мы со всем справились.

Источник главного изображения: top-fon.com