Завод Шпагина. Спорный проект или центр культуры края? – ПиПермь

Завод Шпагина. Спорный проект или центр культуры края?

В 2017 году начались работы по реорганизации Пермского мотовозоремонтного завода в социокультурное пространство «Завод Шпагина». Осенью будет три года, как проект был запущен в работу – за это время успел уйти губернатор и несколько раз менялись «картинки» кластера. Рассказываем, что происходит с Заводом.

С чего всё начиналось?

Предприятие было основано в 1878 году для ремонта паровозов. Спустя почти 50 лет оно получило название «Пермский паровозоремонтный завод имени Шпагина».

Фото: livejournal.ru

Алексей Шпагин – слесарь, революционер, один из близких соратников Ленина. После революции вернулся на завод и стал здесь комиссаром. В 1937 был репрессирован и по одной из версий расстрелян.

За время своего существование предприятие занималось ремонтом путевой техники и дрезин, секретными оборонными заказами, машино- и рельсостроением. В 2017 году правительство Пермского края выкупило землю завода для создания культурно-музейного пространства.

Обращение сотрудников завода «Ремпутьмаш» к Путину в октябре 2017 года

В феврале 2019 года предприятие закрылось – по информации properm.ru 102 сотрудника сокращены, у 14 расторгнуты договора по соглашению сторон, 11 ушли по собственному желанию. Только восьми сотрудникам завода было предложено трудоустройство в верещагинском колёсном цехе – три человека согласились на это предложение. Однако ранее администрация «Ремпутьмаш» и правительство края гарантировало сотрудникам завода новые рабочие места в системе РЖД.

«Культура» началась?

По планам создание социокультурного пространства должно завершиться к 2023 году (трёхсотлетие Перми), но в январе этого года Максим Решетников ушёл в отставку, и вместе с ним может кануть в лету один из его флагманских проектов. На Завод должна переехать художественная галерея и краеведческий музей (здесь рассказывают, почему это невозможно), музей современного искусства PERMM, частный музей «Ретро гараж», театр оперы и балета и театр «У моста».

Фото: properm.ru

Александр Черепанов, директор музея «Ретро Гараж», рассказывает о ситуации:
— Сначала площадка цеха №5 планировалась к сносу, в том числе — для разворачивания строительной площадки, где будет возводиться новое здание художественной галереи. Но мы обосновали и сохранили это здание. После чего я неоднократно направлял в минкульт Пермского края концепцию размещения музея ретро-техники, но сейчас мне говорят, что никто не видел никаких документов.

При этом министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский сообщил, что Черепанов не смог представить в минкульт убедительные цифры по количеству посетителей, в отличие от театра «У моста», который пообещал трафик в 200-300 тысяч человек в год. Именно поэтому выбор сделан в пользу Сергея Федотова.

Фото: 59.ru

Наиля Аллахвердиева, директор PERMM, «Новому компаньону»:
— Мне сказали, что мы не «продали» «литеру А» губернатору. Я вообще не считаю необходимым что-то «продавать» губернатору, потому что мы за последние пять лет заслужили доверие целого города и мирового профессионального сообщества. Ни у одного нормального человека не возникает вопросов относительно того, что нам можно доверить большое пространство и мы будем работать там хорошо.

Проект культурного кластера, 2018 год. Фото: business-class.su

По факту сегодня Шпагина стал местом для организации фестивалей – Дягилевский, Gnoomes, Просвет, Пермский период и так далее. Железную дорогу по горнозаводскому направлению, несмотря на неоднозначную реакцию, хотят переносить на другой берег, что тоже входит в планы по созданию социокультурного кластера. На «оживление» только завода в далёком 2017 было запланировано 2,8 миллиарда рублей – скорее всего, конечная сумма будет отличаться, хотя бы потому, что в Перми никто не хочет работать с одной из составляющих «центра культуры» – проектом галереи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *