Эмпатия и доверие – главные инструменты режиссера документального кино.
А вы хотите снять живой документальный фильм? О том, как это сделать, рассказал на своём мастер-классе на международном фестивале документального кино «Флаэртиана-2019» Саймон Брук – английский режиссер, сын знаменитого театрального режиссера Питера Брука.
Уже само название мастер-класса Саймона Брука, «Как прицелиться в героя», выдает руку мастера, профессионала. Брук и есть профессионал несмотря на то, что в начале встречи он заявил обратное: «Сегодня не будет мастер-класса. Ведь, чтобы он был, я должен быть мастером. А я не мастер».
Однако его достижения в киноиндустрии документалистики и его фильмография говорят совсем о другом. В арсенале Саймона Брука фильмы «Амазонка» (1998), «Магия джунглей» (2005), «На канате» (2012), «Бабье лето» (2013), «Другая американская мечта» (2016), «Ад пуст – все демоны на земле» (2016).
На встрече своими советами поделились еще два приглашенных Саймоном гостя – режиссеры Азадех Муссави (Иран) и Гад Айзен (Израиль). Азадех Муссави представил на фестивале свою работу под названием «В поисках Фариды» (2018). Гад Айзен приехал также не с пустыми руками – он представляет фильм «Токломати» (2018).
Итак, как же сделать фильм живым?
Если объединить рекомендации трех режиссеров этого вечера, можно получить пособие по созданию хорошего документального фильма, который не только зацепит зрителя и соберет кассовые сборы, но и создаст крепкие и даже дружеские отношения на долгие годы с героями фильмов.
Главная задача создателя документального кино была обозначена как достижение того уровня ощущений у зрителя, как будто он сам находится в кадре. Видит и испытывает то, что когда-то видел и испытывал режиссер во время съемок.
Документальное кино о людях и их жизнях начинается прежде всего именно с людей. Знать своего героя, чувствовать своего персонажа, понимать его – вот что нужно для того, чтобы передать цельный образ героя. «Необходимо доверие. Именно тогда герои начинают делать такие вещи, которые я не предполагал бы, чтобы они сделали», – говорит Брук.
Доверительные, дружеские отношения, построенные на взаимной эмпатии, раскрывают персонажа, позволяют ему чувствовать себя комфортно и естественно под объективом камеры. Причем, подружиться с персонажами нужно еще до съемок фильма. Важно показать будущим героям, что ты не просто хочешь снять фильм о них, а стать им другом и в какой-то мере помочь им.
«Если ты не любишь персонажа своей истории,
ты не сможешь рассказать его историю достойно»
Саймон Брук
Герои документальных фильмов, как правило, – люди без особых актерских навыков и талантов, однако даже они при виде камеры начинают играть. В этом кроется еще одна проблема режиссера-документалиста: как снять ту самую жизнь, реальность, а не игру.
Саймон поделился своей историей, когда он снимал африканское племя, которое мало знакомо с технологиями. Он показал им видео, и герои, увидев себя в маленьком квадратике камеры, мгновенно изменили свое поведение, начали позировать и пытались казаться лучше, чем они есть. Естественность, непринужденность повседневной жизни исчезла, и после этого случая Саймон больше никогда не показывал им ни фото, ни видео. Жители племени не понимали, что за машины вокруг них, что делают все эти люди, и вскоре стали вновь вести себя естественно, стали жить своей жизнью. «Очень важно находиться в месте съемки и одновременно отсутствовать», – говорит Азадех Муссави.
Азадех Муссави тоже говорит о задаче стать незаметной для героев. Вот ее программа:
- Не нужно говорить участникам, что делать.
- Разговаривать во время съемок только вполголоса.
- Не трогать никакие вещи в кадре.
- Необходимо выбрать одного человека, с которым можно контактировать на протяжении всех съемок. Если у других персонажей возникают какие-то вопросы, то обращаться к режиссеру нужно через этого человека.
- Если возникает желание направить героя на какое-либо действие, то делать это нужно через того самого героя, которого выбрали прежде.
Всё решается эффектом отсутствия. В ходе беседы был упомянут фильм Саймона Брука «На канате» (2012) о его отце. При просмотре фильма сложно догадаться о том, как снималась эта картина. «У них же встроенный радар на камеры. И они позируют, даже если камера смотрит в затылок», – говорит Саймон Брук. Прежде всего надо сказать, что героями этого фильма были актеры театра. Встает вопрос: как сделать так, чтобы актеры вели себя естественно, не играли перед камерами?
В данном случае отсутствием камер. Во время съемок «На канате» все камеры были скрыты, и актеры постепенно забыли, что их снимают, потому что не было физического присутствия всех этих механизмов и машин.
Итак, чтобы прицелиться в героя – надо быть незаметным самому и полюбить своего персонажа. Только тогда возникает эффект реальной жизни. Прицелиться – означает не поразить цель, а «поймать героя» и вовлечь его не только в кадр, но и в круг собственной жизни.