«Пресс-секретарь должен быть человеком-оркестром» – ПиПермь

«Пресс-секретарь должен быть человеком-оркестром»

Ксения Истомина окончила бакалавриат в ПГНИУ по специальности «журналистика» в 2016 году, а в 2018 закончила магистратуру. В 2019 пришла в Минприроды Пермского края, и с 2020 года начала работать пресс-секретарем в Министерстве образования и науки Пермского края.

Что вдохновило вас поступить журналистику? Были другие варианты?

Не скажу, что попала случайно на кафедру журналистики, но не грезила об этом точно. Я училась в лицее в физико-математическом классе, любила математику, и с ней у меня проблем не было. Никогда не пробовала писать стихи, не любила сочинения, мне проще было решить задачу. 

Я достаточно активный человек, не люблю сидеть на месте, поэтому никогда не думала о том, чтобы стать бухгалтером. Хотела пойти в ту сферу, где вечный драйв, общение. Первый раз мысль о профессии журналиста у меня промелькнула классе в шестом. Иногда ловлю себя на мысли, что надо быть осторожнее со своими желаниями. Сейчас в режиме нон-стоп ты собираешь нескончаемый пазл событий, новостей, хочется на секунду оторваться от социума…  Но это ощущение быстро проходит.

Иногда ловлю себя на мысли, что надо быть осторожнее со своими желаниями

Почему вы выбрали Пермский вуз?

Сыграли роль корни. Моя мама родом из Перми, при замужестве переехала в Нижний Тагил, где выросла я. Когда пришло время делать выбор, куда мне поступать, я рассматривала Екатеринбург (УрФУ) и Пермь. Выбрала последнюю, потому что здесь жила бабушка и другие родственники. Семейная поддержка в чужом городе важна.

Есть ли у вас приятные и весёлые истории, связанные с кафедрой журналистики? Поделитесь, пожалуйста, ими.

Без лести и шуток. Кафедра журналистики для меня – одна большая, приятная история в жизни. Я всегда в университет шла с радостью, даже если был какой-то нелюбимый предмет, я не хотела его прогуливать, остаться дома. В любом случае шла, потому что на последней парте можно было поболтать с подругами, в перерыв сходить в буфет (наше любимое занятие). Среди всех приятных мелочей и событий, из которых и сложилась студенческая жизнь, я бы выделила нашу совместную работу с кафедрой, в частности с Еленой Георгиевной Власовой и Александром Вячеславовичем Романовым, над фильмом «Однокурсники».

Кафедра журналистики для меня – одна большая, приятная история в жизни

На втором курсе группа разделилась на «печатников» и «телевизионщиков». Мы занимались в студии «Универ ТВ», первый семестр учились работать с камерой, светом. Когда преподаватели в нас увидели потенциал, они предложили нам создать фильм, посвящённый знаменитым выпускникам филологического факультета. Это были писатели и поэты ярких филфаковских поколений. Мы проводили интервью, монтировали их в студии, работа была проведена кропотливая. Но зато какой результат – презентация фильма в киносалоне «Премьер» с приглашёнными гостями, экспертами. Благодарность всем преподавателям, конечно же, Владимиру Васильевичу Абашеву – за поддержку проекта, за веру в нас.

Помните ли вы свою первую практику вне вуза? Что у вас с ней ассоциируется?

Первые две практики я проходила в родном городе. На первом курсе попробовала себя в корпоративной газете УралВагонЗавода, а на втором курсе работала в информационном городском портале. На третьем курсе уже пробовала себя на пермском телеканале «Ветта». Отмечу, что в каждом издании я реально работала, выходили авторские публикации, сюжеты. Правда, на телевидении я их не озвучивала, но на все точки ездила вместе со съёмочной группой. 

На мой взгляд, производственная практика помогает осваивать новые компетенции. Приобретённый здесь колоссальный опыт в дальнейшем принесет свои дивиденды. Не стоит искать ту редакцию, где на тебя, молодого и зелёного, не будут обращать внимание.

Почему вы решили пойти работать в пресс-службу Министерства образования? Оправдались ли ваши студенческие ожидания от работы?

Я где-то на втором курсе поняла, что не буду работать по выбранной специальности, хотела выбрать смежное направление. Когда училась в магистратуре, устроилась в отель «Урал» маркетологом. Защитила диплом, у нас в комиссии были Игорь Лобанов (председатель краевого союза журналистов) и Ольга Богданова, после звонит Владимир Васильевич Абашев  (научный руководитель) и говорит: «Ксения, есть предложение от пресс-службы губернатора, звони, узнавай». Честно, я не сразу решилась сменить род деятельности, потому что пресс-служба для меня была чем-то далёким, функционал знала только из лекций в университете. Но в итоге сработало мое жизненное кредо «Что не делается, всё к лучшему». Начала работу в краевом министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, после уже в министерстве образования и науки.

Если в университете нам говорили, что пресс-секретарь – это тот, кто отвечает за построение отношений со СМИ и создание положительного имиджа органа власти, то на деле всё оказалось иначе. Сейчас пресс-секретарь должен быть человеком-оркестром. Помимо традиционных основных задач, сотрудник пресс-службы отрабатывает обращения граждан в соцсетях в режиме 24/7, ведёт социальные сети ведомства. На мой взгляд, сейчас жители стали уделять пристальное внимание представителям власти, потому что она стала открытой к разговору через те же соцсети, например: кто раньше мог подумать, что школьник напишет министру и спросит, почему ему поставили двойку? Я в школе даже не знала областного министра образования. Теперь это обычное дело.

Кто раньше мог подумать, что школьник напишет министру и спросит, почему ему поставили двойку?

Был ли у вас любимый предмет, преподаватель в университете?

Ко всем преподавателям отношусь с уважением, но выделила бы своих научных руководителей. В бакалавриате все курсовые и диплом я писала с Черепановой Ларисой Львовной. Никогда не забуду, когда получала в ночи правки, я ещё всегда думала, когда Лариса Львовна спит. Про Владимира Васильевича Абашева уже упоминала, с ним я писала дипломную работу в магистратуре. Елена Георгиевна стала преподавательским другом, знаю, что такого определения не существует, но на самом деле, она всегда была рядом с нами, с ней можно было обсудить не только студенческие проблемы.

Про предмет, может, удивлю, но любила зарубежную литературу, особенно курс Александра Юрьевича Братухина и Ивана Александровича Авраменко. Про Александра Братухина все филологи наслышаны, но, к счастью, зачёт у него я сдала с первого раза.

Фото из личного архива

Проводили ли вы какие-нибудь «обряды на удачу» перед экзаменами?

Это знали все мои университетские друзья и постоянно смеялись надо мной. Может, я не уделяла особое внимание этой теме, если бы не первый экзамен по истории. Первый курс, первая сессия, декабрь. Преподаватель истории говорит, что экзамен будем сдавать в тестовой форме. Все счастливы, потому что не надо учить билеты, но не я. Во-первых, историю никогда не любила, для меня слишком сложно было запомнить все даты. Во-вторых, с интуицией всё плохо, а значит, тест наугад не решить. Проще было бы выучить ответы на конкретные вопросы. Начинаются обсуждения, как готовиться, какие варианты шпаргалок можно использовать и т. д. Кто-то из старшекурсников говорит, мол, ребята, расслабьтесь, вы же студенты, можно вообще не готовиться, тут всё легко, вы же уже взрослые. Я их услышала и решила освежить по лекциям основные события и не более того. Почти все вопросы касались дат, конечно, я не помнила кто, когда правил, когда было Ледовое побоище. В итоге получила двойку. В школе я была хорошисткой и только за поведение могла получить неуд. Поэтому двойка мне тогда казалось концом света. Думала, всё, отчислят. Пострадала пару дней и решила, что больше никогда не буду надеяться на удачу, только зубрёжка. Все каникулы новогодние читала учебники, решала задачники по ЕГЭ. В итоге это была единственная четвёрка, но она не помешала получить красный диплом.

После истории был сложнейший зачёт по зарубежной литературе у Братухина, всем филологам известны эти страдания. Я, конечно, всё выучила, готовилась, исписала тетрадь в 70 листов (все билеты писала только от руки). И сдала зачёт с первого раза. После этого у меня и появился определённый алгоритм «на удачу».

Алгоритм на удачу от Ксении Истоминой:

  • Готовимся с подругой через Skype, рассказываем друг другу билеты;
  • За три дня до экзамена не мою голову, слава богу, волосы имеют свойство долго оставаться чистыми;
  • Перед экзаменом тетрадь с ответами кладу под подушку;
  • После зарубежной литературы появилась и «счастливая» одежда. Особая юбка, блузка и даже колготки. В этом наряде я защищала и диплом, он уже был к тому времени не очень стильный, но меня это не особо волновало. Ещё и юбка была из плотной ткани, летом страдала из-за этого;
  • В период сессии никому не показывать открытую зачётку;
  • Это уже совместный обряд с подругами. Друг другу на стене во ВКонтакте рисовали граффити тематические, но главное без всяких оценок и слов зачёт.

На ваш взгляд, какие важные вещи не рассказывают в университете? Какой совет вы бы дали студентам?

Каждый приходит в университет со своим бэкграундом и багажом знаний. Например, у нас в группе были ребята, кто уже работал на радио или в других местных СМИ, логично, весь курс «Основы журналистики» они знали из практики. Для других это была база. По моему мнению, классический университет даёт фундаментальные знания и поднимает общий уровень образованности. Здесь вы получите навыки, необходимые для будущего карьерного роста и собственного развития. В университете никогда не расскажут, как именно надо работать в конкретной редакции или пресс-службе, потому что везде свои правила и требования. Для того чтобы стать хорошим журналистом, на мой взгляд, необязательно четыре года учиться на журфаке. Важно быть образованным, понимать суть процессов, уметь анализировать, искать противоречия. И, конечно, писать, писать и ещё раз писать, тогда со временем выработается собственный стиль. При этом именно в университете можно познакомиться с историческими процессами, познать философию Канта и Гегеля, овладеть психологическими навыками. Таким образом, все дисциплины, предусмотренные учебным планом, напитывают будущего журналиста как личность. 

Есть различные интенсивы для журналистов, пиарщиков, куда приглашают экспертов сферы масс-медиа. Не стоит забывать, что расти в профессиональном плане необходимо всегда, даже если ты журналист с дипломом.

Важно быть образованным, понимать суть процессов, уметь анализировать, искать противоречия

Сейчас очень много блогеров, которые позиционируют себя как журналисты или берут интервью. И тут появляется вопрос – а нужен ли журналисту диплом?

Блогеры, как правило, не позиционируют себя как журналисты, каждый находит свою нишу. Я считаю, им не так важен диплом, но хочется, чтобы блогеры, как и профессиональные журналисты, соблюдали этические нормы. Естественно, сейчас все гонятся за рейтингами и забывают, что надо перепроверять информацию, не быть однобоким. К сожалению, многие «расследования» и «разоблачения» блогеров основаны на работе с одним источником без вдумчивого исследования предмета материала. Правда, этим грешат и журналисты с дипломом, аудитория любит горячие темы, поэтому аналитические материалы не в приоритете.

Текст написан к 20-летию кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета. Спецпроект.

Главное фото взято из личного архива Ксении

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *