«Кем пойти работать, если я …»: читайте интервью со студентами, которые смогли устроиться на работу по специальности – ПиПермь

«Кем пойти работать, если я …»: читайте интервью со студентами, которые смогли устроиться на работу по специальности

Студенчество — один из важнейших этапов для большинства людей. Многие ребята находят себя в творчестве, с головой окунаются в учёбу и налаживают свой режим дня. И однажды почти каждому студенту в голову приходит вопрос о том, куда бы пойти работать. 

Общей проблемой становится опыт работы, который необходим для огромного количества вакансий. Результаты исследования Института технологий управления РТУ МИРЭА говорят, что больше половины работодателей обращают внимание на опыт, в то время как соответствие специальности в дипломе учитывают лишь четверть. 

Но если у тех, кто обучается заочно, это не вызывает особых трудностей в силу графика обучения, то обучающимся очно приходится труднее: кто-то жертвует участием в студенческом активе, кто-то — свободным от учёбы временем, а кто-то — посещением пар. 

Я решила поговорить с ребятами разных специальностей, которые уже справились с этой задачкой, чтобы выяснить, как же всё-таки найти работу. 


Расскажи немного о себе 

Арсений, IT-специалист: меня зовут Арсений, я учусь в Пермском государственном университете на совместной программе с МФТИ, то есть я зачислен в два вуза одновременно. Сейчас я занимаюсь разработкой сайтов для различных организаций, конкретно сейчас работаю с фондом.

Аня, картограф и геоинформатик: меня зовут Аня, я учусь в ПГНИУ на втором курсе направления «Картография и геоинформатика». Я работаю младшим картографом в Яндексе, в мои обязанности входит работа с «Народной картой» — ресурсом Яндекса, куда любой пользователь может внести правки на карте, которые после проверки появляются на самих Яндекс.Картах. Собственно, я занимаюсь проверкой этих правок. 

Натэла, педагог: меня зовут Натэла Аракелян. Мне 20 лет, я учусь на направлении «Педагогическое образование» факультета современных иностранных языков и литератур. С начала этого года я устроилась работать учителем английского языка в «Многопрофильную школу “Приоритет”», до этого опыт работы у меня был минимальный. 


Почему ты решил(-а) поступить именно на это направление? 

Арсений: меня с самого детства очень привлекали всякие технологии, компьютеры, тем более у меня отец айтишник. В школе я тоже увлекался математикой, физикой и информатикой, дополнительно ходил на курсы по программированию и занимался в Яндекс. Лицее. Позже поступил уже в пермский лицей на физмат, где нам дали хорошую базу по проге, после чего успешно сдал ЕГЭ и решил связать свою жизнь с программированием, тем более сейчас это актуально 

Аня: изначально я хотела поступать на «Международные отношения», поэтому 10 и 11 классы я училась в лицее на историческом направлении. Чтобы поступить туда, куда я хотела, надо было сдавать английский, обществознание и историю, но только в 11 классе я поняла, что эти предметы интересны мне только в качестве хобби, но никак не в рамках того, с чем я хотела бы связать свою жизнь. Нужно было срочно менять направление своей деятельности и выбирать другие предметы ЕГЭ. До 10 класса у меня в школе была очень хорошая математика, что дало мне возможность выбора профильной математики в качестве одного из экзаменов. Затем я решила, что самое легкое, к чему можно подготовиться за год, — география. Поступила именно на «Картографию и геоинформатику», потому что звучало как наиболее прибыльное и не гуманитарное направление.  

Натэла: на самом деле, я ещё в детстве хотела стать учителем и связать свою жизнь с преподавательской деятельностью: мне всегда нравилось объяснять что-то другим, рассказывать интересные факты или истории и доносить до людей знания. Помню, как я в детстве играла в «Школу»: составляла журнал класса, ставила всем оценки, проверяла какие-то работы и объясняла «классу» тему урока. Ещё я очень люблю детей, но при этом могу быть строгой, да и по характеру я максимальный экстраверт, поэтому очень легко нахожу со всеми общий язык. Все эти факторы очень важны в преподавании, поэтому сомнений в выборе профессий у меня почти не было. 


Какие предметы твоей специальности, на твой взгляд, приносят наибольший опыт и пользу в обучении? 

Арсений: я считаю, что в моем учебном плане нет каких-то ненужных профильных дисциплин. Первые два курса у меня идёт хорошая математическая база, которая обязательно потребуется при работе, например, с искусственным интеллектом, да и почти в любой сфере IT. Также нас учат программированию: на первом курсе это был С++, на втором — Python и Java. К тому же мы изучаем основы IT-технологий, где мы разбираем современные методологии, паттерны программирования, да и в целом получаем актуальные знания в сфере IT. На третьем курсе нас ждёт предмет «Машинное обучение», который так же станет хорошей возможностью приобретения профессиональных навыков для будущей работы. 

Аня: на самом деле, большинство предметов, которые есть на курсе, довольно важны для извлечения максимального результата от обучения. Иногда появляются сомнения насчет базовых предметов (философия, история, биология и т.п.), но, проходя курсы по этим предметам, ты так или иначе набираешь навыкам и знания, которые рано или поздно пригодятся в дальнейшей работе или каких-то бытовых ситуациях. 

Натэла: лично мне очень помог наш курс педагогики, там действительно много полезной практической информации, которую сейчас я применяю на работе. Ещё очень большую роль сыграл курс психологии, потому что благодаря этому курсу я научилась лучше понимать детей и моё раздражение из-за их «недисциплинированности» в некоторых ситуациях убавилось.


Какие интересные проекты или курсы, связанные с твоей специальностью, ты считаешь особенно важными для своего профессионального роста? 

Арсений: лично для меня большую роль в выборе специальности сыграл «Яндекс. Лицей». По итогам обучения у меня за плечами получилось три проекта: самостоятельно я сделал приложение с прогнозом погоды, а в команде смог принять участие в реализации аналога игры «Doom» на Python и поработать с ботами. Дальше уже в рамках обучения на первом курсе мы реализовывали проектный трек, на котором я с одногруппниками сделал банковское приложение для Android, и на летней практике в МФТИ мы сделали курьерский сайт по доставке напитков. Все эти проекты дают огромное количество рабочих навыков и помогают мне определиться с тем, какая конкретно отрасль IT меня интересует больше всего. 

Аня: наверное, могу упомянуть проект «Картетика». Он оказался довольно удобной вещью для меня, потому что в одном месте я нашла для себя и много различной информации, связанной с направлением, и материалы на разную тематику. Наверное, главным достоинством проекта оказалось, что там размещались актуальные вакансии, что могло пойти на пользу выпускникам и студентам, вроде меня. 

Натэла: таких проектов, на самом деле, много. Если взять университет, то, например, на нашей кафедре лингводидактики ежегодно проходит международная конференция «Цифровая дидактика», где студенты из многих стран представляют свои проекты в рамках современных технологий в образовании и рассматривают их, но иногда анализируют и уже существующие. Это неплохой способ предложить свою идею и найти инвестора для своего проекта. 

Кем ты можешь пойти работать по специальности после окончания твоего направления? 

Арсений: на самом деле после окончания специальности я могу пойти работать почти в любую отрасль IT: это и frontend, и backend, и мобильные приложения, и искусственный интеллект, тут больше зависит уже от моих личных интересов в этом плане. Меня, например, из перечисленных привлекает разработка приложений и глобальный backend.

Аня: я могу пойти работать в различные государственные органы и производственные предприятия, выполняющие работы в области цифрового картографического моделирования, геоинформатики, геодезии, другие кадастровые, природоохранные, геологические учреждения и ведомства, проектно-изыскательские бюро, издательства, фирмы, связанные с решением проблем геоинформатики. А кем именно — хороший вопрос. На самом деле, любая профессия, где нужна геоинформационная аналитика, вероятно, нуждается в студентах, окончивших «Картографию и геоинформатику». Когда мы проходили практику в Санкт-Петербурге, нас отправляли на различные предприятия, связанные со спутниками и др. Как вариант, можно пойти работать в такие предприятия, дабы составлять карты для исследований и проектов, либо же дешифрировать снимки от спутников. 

Натэла: конечно, это преподавательская деятельность, в первую очередь. Но если рассматривать что-то ещё, то знание двух иностранных языков позволяет мне работать ещё и переводчиком или редактором текстов. 


Какие дополнительные увлечения или хобби, связанные с твоим направлением обучения, могут повлиять на твои профессиональные интересы? 

Арсений: из увлечений некоторых ребят, как вариант, можно отметить радиотехнику, дополнительные курсы по программированию, у «Lego» даже есть конструкторы, связанные с программированием. В целом, более важную роль играют именно курсы, как, например, уже упомянутый «Яндекс. Лицей» и различные конкурсы, связанные с программированием, коих сейчас на самом деле довольно много в силу актуальности этой области. 

Аня: в целом, я думаю, это программирование на разных языках. Различные задачи, которые мы решаем с помощью ГИС, можно решать быстрее, если использовать языки программирования, тем более это может расширить профессиональные границы, чтобы быть не только специалистом в области ГИС, но и специалистом в какой-то из областей информатики. 

Натэла: в свободное время я часто смотрю различные лекции о педагогике, детской психологии, о том, как правильно преподавать язык детям. Также я очень люблю читать мысли великих педагогов на ту же тематику. Думаю, это моё основное хобби, связанное с моей профессией. 


Сложно ли устроиться по специальности после окончания твоего направления? Почему? 

Арсений: я считаю, что, по крайней мере, после окончания той программы, на которой я учусь, особых проблем с трудоустройством не возникает, потому что нам дают актуальные знания в актуальной сфере работы и жизни в целом. Плюс у нас очень много прикладных проектов, которые расширяют наше портфолио, благодаря чему на выходе мы уже сможем что-то из себя представлять для различных компаний, а также на 3-4 курсах у нас планируются практики и стажировки в IT-компаниях, поэтому будет иметься и опыт работы. 

Аня: думаю, что несложно. На мой взгляд, пока не так много специалистов в этой области, тем более тех, что делают свою работу качественно, поэтому шансы есть. 

Натэла: я думаю, это вообще не проблема сейчас, учителя нужны были всегда и сейчас этот вопрос стоит не менее остро, так что устроиться на работу в моей сфере было абсолютно не сложно. 


Кем ты можешь пойти работать по специальности после окончания твоего направления? 

Арсений: на самом деле после окончания специальности я могу пойти работать почти в любую отрасль IT: это и frontend, и backend, и мобильные приложения, и искусственный интеллект, тут больше зависит уже от моих личных интересов в этом плане. Меня, например, из перечисленных привлекает разработка приложений и глобальный backend. 

Аня: я могу пойти работать в различные государственные органы и производственные предприятия, выполняющие работы в области цифрового картографического моделирования, геоинформатики, геодезии, другие кадастровые, природоохранные, геологические учреждения и ведомства, проектно-изыскательские бюро, издательства, фирмы, связанные с решением проблем геоинформатики. А кем именно — хороший вопрос. На самом деле, любая профессия, где нужна геоинформационная аналитика, вероятно, нуждается в студентах, окончивших «Картографию и геоинформатику». Когда мы проходили практику в Санкт-Петербурге, нас отправляли на различные предприятия, связанные со спутниками и др. Как вариант, можно пойти работать в такие предприятия, дабы составлять карты для исследований и проектов, либо же дешифрировать снимки от спутников. 

Натэла: конечно, это преподавательская деятельность, в первую очередь. Но если рассматривать что-то ещё, то знание двух иностранных языков позволяет мне работать ещё и переводчиком или редактором текстов. 


Какие дополнительные увлечения или хобби, связанные с твоим направлением обучения, могут повлиять на твои профессиональные интересы? 

Арсений: из увлечений некоторых ребят, как вариант, можно отметить радиотехнику, дополнительные курсы по программированию, у «Lego» даже есть конструкторы, связанные с программированием. В целом, более важную роль играют именно курсы, как, например, уже упомянутый «Яндекс. Лицей» и различные конкурсы, связанные с программированием, коих сейчас на самом деле довольно много в силу актуальности этой области. 

Аня: в целом, я думаю, это программирование на разных языках. Различные задачи, которые мы решаем с помощью ГИС, можно решать быстрее, если использовать языки программирования, тем более это может расширить профессиональные границы, чтобы быть не только специалистом в области ГИС, но и специалистом в какой-то из областей информатики. 

Натэла: в свободное время я часто смотрю различные лекции о педагогике, детской психологии, о том, как правильно преподавать язык детям. Также я очень люблю читать мысли великих педагогов на ту же тематику. Думаю, это моё основное хобби, связанное с моей профессией. 


Сложно ли устроиться по специальности после окончания твоего направления? Почему? 

Арсений: я считаю, что, по крайней мере, после окончания той программы, на которой я учусь, особых проблем с трудоустройством не возникает, потому что нам дают актуальные знания в актуальной сфере работы и жизни в целом. Плюс у нас очень много прикладных проектов, которые расширяют наше портфолио, благодаря чему на выходе мы уже сможем что-то из себя представлять для различных компаний, а также на 3-4 курсах у нас планируются практики и стажировки в IT-компаниях, поэтому будет иметься и опыт работы. 

Аня: думаю, что несложно. На мой взгляд, пока не так много специалистов в этой области, тем более тех, что делают свою работу качественно, поэтому шансы есть. 

Натэла: я думаю, это вообще не проблема сейчас, учителя нужны были всегда и сейчас этот вопрос стоит не менее остро, так что устроиться на работу в моей сфере было абсолютно не сложно. 


Куда «податься» человеку, если он хочет устроиться по специальности, но у него нет опыта? 

Арсений: думаю, что при должном интересе в этой сфере довольно трудно остаться без работы. Если человек учится, то он так или иначе видит себя в какой-то сфере, поэтому может для начала изучать какую-то конкретную область и делать свои собственные проекты по ней, что тоже может стать хорошей частью портфолио. К тому же существуют курсы по повышению квалификации, по конкретным областям IT, например, те же frontend и backend. Даже сфера моей нынешней работы не является для меня приоритетной, но это всё ещё отличная возможность для того, чтобы набраться опыта и понять, насколько сильно я вообще заинтересован конкретно в этой области, чтобы дальше двигаться в нужном направлении. 

Аня: довольно тяжелый вопрос. Я думаю, что мне немного повезло в этом плане, потому что я совершенно случайно наткнулась на вакансию на hh.ru (информация не является рекламой). Думаю, что при большом желании и упорном поиске можно найти какие-то подходящие вакансии на различных рекрутинговых платформах, важнее всего иметь интерес к той специальности, на которой ты учишься. 

Натэла: думаю, что можно сначала просто попробовать помогать кому-то из знакомых или маленьких детей репетиторством. Я начинала именно так, набиралась опыта и училась, а вместе с этим пыталась понять, насколько хорошо мне подходит эта профессия. Поработав так совсем немного, я поняла, что готова строить карьеру именно в этой сфере, поэтому устроилась уже в школу.

Источник главного фото: архив ПГНИУ