В этом материале собраны две истории молодых специалистов, которые только начали свою преподавательскую деятельность. Они поделились несколькими советами о том, как преодолевать профессиональные трудности и в чём искать вдохновение для работы.
Олеся, 20 лет
Преподаёт английский язык в онлайн-школе Maximum Education. Её стаж преподавания три года, в течение которых она успела поработать в двух языковых школах. Параллельно Олеся учится в Высшей школе экономики на направлении «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе».
Начну с того, что молодой преподаватель сталкивается со многими трудностями на своём пути, начиная, конечно, с возраста. Я начала преподавать в 17 лет, и тогда я переживала о том, что недостаточно компетентна для такого рода деятельности, несмотря на высокий уровень знания языка. Я столкнулась с настоящим синдромом самозванца*, поэтому основной трудностью для меня был страх своей некомпетентности и страх преподавания в целом. Я смогла преодолеть это только практикой. Голос трясётся, руки трясутся, но ты собираешься с мыслями и начинаешь вести занятие (смеется).
*Синдром самозванца — это психологическое состояние, характеризующееся неуверенностью в собственных компетенциях, ощущением незаслуженности успеха.
Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/impostor-syndrome
Второй трудностью для меня стало непонимание того, как преподавать правильно. Преподавание— это не та вещь, которую можно заучить по стандартам и использовать всегда один и тот же сценарий. Преподаватель всегда должен быть в курсе тенденций в сфере преподавания, всегда должен знать современные методики, которые постоянно меняются. Эту проблему мне помогали преодолеть советы других педагогов, у которых уже есть профессиональный опыт. Кроме того, я смотрела образовательные видео с такими советами и читала книги, которые помогают понять, как преподавать правильно, и делаю это всё ещё, постоянно обучаюсь новому. Все трудности можно преодолеть только опытом и практикой. Начинать всегда страшно, но с каждым разом ты становишься более уверенной в себе.
Про возможности
Главная возможность для меня — удовлетворение своей потребности в передаче знаний. Для меня важно чувство нужности и удовлетворение от того, что я могу передать свои знания другим. Кроме того, для онлайн-преподавателя сейчас есть множество возможностей, чтобы сделать процесс обучения более интересным и познавательным. В них входят разные платформы, приложения, учебные пособия и программы.
Использовать современные технологии преподавателям необходимо. Приложения, обучающие игры, это всё очень полезно в преподавательской деятельности, особенно в преподавании детям и подросткам. Когда я преподавала в языковой школе, у меня был очень эмоциональный ученик четвертого класса. Он расстраивался, когда опаздывал, когда у него что-то не получалось. Однажды я подготовила для его группы интерактивное занятие, предложила ребятам решить кроссворд с пройденными английскими словами в обучающем приложении. Когда мальчик собрал всё правильно, у него на экране взрывался фейерверк, хлопали ладони, в общем, его поздравляли с победой. Он был таким радостным, таким счастливым, весь урок улыбался. После урока его забирала сестра, и он с восторгом рассказывал ей об этом приложении, чему смог научиться, что запомнил. Так что такой интерактив обязательно нужно применять в своих уроках.
«Ошибаться — это хорошо»
Для молодого преподавателя очень важным является не только подать материал, но ещё передать своим студентам определённые цели и принципы. Моей целью является транслировать изучение иностранного языка как открытие новой двери, иного мировоззрения. Изучение нового языка помогает мыслить по-другому, увидеть мир другими глазами, изучить новую культуру. Это является моим основным посылом.
Я горжусь своими учениками! Я всегда говорю им, что они уже большие молодцы, только за то, что изучают что-то новое для себя. Я всегда даю своим ученикам право на ошибку. Это является одной из ценностей, которую я транслирую своим ученикам. Очень важно дать понять студентам, что ошибаться нормально. Я понимаю, что от меня зависит то, как мои ученики будут относиться к английскому языку в будущем. Я вспоминаю свою первую учительницу английского языка не так позитивно, как хотелось бы. Она вселила в меня огромную неуверенность в моих знаниях и страх говорить на иностранном языке в целом. Поэтому моей целью является вселить уверенность в своих учеников, я всегда говорю, что лучше ошибиться, но узнать и исправить свою ошибку, чем не изучить ничего нового.
О вдохновении учеников
Для меня мотивация — это один из лучших способов вдохновения. А самый верный способ дать своему ученику мотивацию — помочь ему, показать, что сложное задание не такое уж и сложное. Я часто использую этот приём с теми студентами, которые не любят выполнять домашнее задание. У меня есть ученик, который никогда не делал то, что я задавала на дом. Однажды он признался, что считает такие задания слишком сложными. Тогда я решила выполнить вместе с ним задание, которое собиралась дать ему на дом, прямо на уроке. Он с легкостью ответил на все вопросы! Когда он узнал, что это и есть домашнее задание, то очень удивился. Таким образом я его вдохновила на выполнение домашних заданий (смеется).
Глубокий посыл
Думаю, для каждого педагога, а особенно для того, кто только набирается профессионального опыта, удовольствием является видеть, как вырос в знаниях твой ученик. Для меня очень важно наблюдать за тем, как мои ученики с каждым нашим занятием говорят более уверенно и правильно на английском. Видеть, как мой студент достиг определённых побед в изучении языка, делает мою работу особенно значимой для меня.
Я всегда стараюсь преподавать с более глубоким посылом, чем просто изучение английского языка. Мне очень важно, чтобы у моих учеников сложилось положительное впечатление об английском, и я знаю, что многое зависит от меня, как от педагога. Я хочу показать, что изучение иностранного языка — это интересно и весело, потому что я сама столкнулась в школе с тем, что не любила уроки английского. Я даже не хотела посещать их иногда, но не из-за того, что не любила изучать английский, а потому что очень боялась свою учительницу. Она не смогла создать комфортную атмосферу, и ценности, которые она транслировала, на мой взгляд, совсем не то, что нужно прививать преподавателю своим ученикам.
Способность импровизировать — важное качество преподавателя
В качестве онлайн-преподавателя ты часто сталкиваешься с теми или иными сложностями в аппаратуре и технике. Перебои в Интернете, нерабочая камера у тебя или студента, образовательные платформы перестают работать и многое другое. Здесь главное сохранять спокойствие, не поддаваться эмоциям и быть способным импровизировать. Кроме того, одна из сложностей работы преподавателя, это конечно разные ученики, требующие найти особый подход к каждому. Подростки и дети очень уязвимая часть общества, нередко они обращаются за помощью в личных, семейных вопросах и к преподавателю в том числе. Я чувствую огромную ответственность в такие моменты, конечно, необходимо быстро среагировать, выслушать ученика, помочь советом, ни в коем случае нельзя игнорировать проблемы своих студентов. Поэтому работа преподавателем подразумевает еще и работу психологом.
Ученики больше видят молодых преподавателей наставниками и союзниками, чем строгими учителями. Между нами и студентами небольшая разница в возрасте, из-за этого складывается более дружественная и комфортная атмосфера в процессе обучения. Благодаря этому студенты не боятся спросить то, что их действительно интересует, они всегда открыты к новому, также, как и я сама.
Советы для начинающих преподавателей:
- Не бойтесь пробовать новое;
- Изучайте как можно больше информации;
- Просите обратную связь от учеников;
- Спрашивайте более опытных преподавателей об их профессиональном пути;
- Практикуйтесь как можно больше.
В первую очередь, не бойтесь пробовать новое, не бойтесь быть новичком в этой сфере. Изучайте как можно больше информации, смотрите образовательные видео, читайте книги, общайтесь с более опытными преподавателями. Ваши занятия не будут идеальными первое время, но они будут улучшаться с каждым разом. Начните как можно раньше, не отказывайтесь от преподавания из-за страха неудачи. Старайтесь всегда быть на связи с учеником, спрашивайте его мнение о занятии, что ему понравилось, что он считает полезным, это очень помогает на первых порах и даёт понимание того, в какую сторону необходимо двигаться. Не бойтесь спрашивать более опытных преподавателей об их пути, учитесь на их ошибках. Нужно пробовать, не бояться! Если вы рассматриваете сферу преподавания, значит, вам уже есть, чем поделиться с миром. Сейчас актуален тренд на молодых специалистов, потому что они очень инициативные. Молодые специалисты каждый день стараются стать более крутыми профессионалами, они часто сталкиваются с давлением со стороны более взрослого поколения, которое сомневается в их компетентности. Поэтому мы работаем втрое больше, чтобы доказать, что мы и наши знания заслуживают уважения.
Евгений, 23 года
Работает преподавателем на кафедре «Геологии нефти и газа» Пермского Политеха. Преподавательскую деятельность он начал после выпуска с той же кафедры в 2023 году. Его преподавательский стаж сейчас составляет всего полгода. Дисциплина, которую ведет Евгений, называется «Информатика в приложении к отрасли». В следующем семестре он будет преподавать дисциплину «Геология нефти и газа» для первого курса. Параллельно учится в аспирантуре.
Первые профессиональные трудности возникли уже на этапе подготовки учебных материалов. Дисциплину, которую мне поручили вести, добавили в учебный план совсем недавно. Поэтому материалы по ней были неполные. Мне пришлось заново составлять презентации для проведения лекций, а также переделывать существующие и придумывать новые практические работы.
Следующая проблема, с которой я столкнулся — это боязнь и стеснение выступать перед большой публикой. Справиться с этими трудностями можно только через практику. Первая лекция и правда прошла сумбурно, но каждая последующая лекция проходила более гладко и систематизировано.
«Способность передать свои знания понятным для других языком — это более глубокий уровень знания предмета»
Во-первых, преподавание — это возможность прокачать свои навыки публичных выступлений. Мне важно улучшить качество речи перед публикой, научиться четко формулировать и излагать свои мысли, обоснованно доказывать свою точку зрения. Во-вторых, возможность отточить свои знания. Мне кажется, способность передать свои знания понятным для других языком, это более глубокий уровень знания предмета. Конечно, немаловажной является возможность научить чему-то студентов, дать им знания и навыки для будущей профессиональной деятельности. Так как у меня мало опыта и я сам вчерашний студент, развитие собственных профессиональных навыков для меня является важной задачей.
О влиянии на студентов
Прежде всего, я думаю, для студентов я являюсь неким сценарием, одним из развитий жизненного пути, который может стать и их жизнью, если они уделят учёбе огромную долю своего времени. Может быть, кто-то, вдохновившись моим опытом, поступит в аспирантуру.
Так как опыт преподавания у меня не такой большой, вряд ли я смогу вдохновить им своих студентов. Однако, некоторых из них всё же удивляют мои знания в области тех или иных программ, необходимых нам для учёбы и работы. Также студентам интересно, когда я делюсь своим опытом касательно решения пойти в аспирантуру.
Понимание, что твоя работа значима
Удовлетворение от преподавательской деятельности мне приносит, например, посещаемость моих пар. Когда видишь, что студенты приходят на твои пары, стараются выполнить работы — это придаёт уверенности в себе и появляется понимание того, что твоя работа значима. Кроме того, заинтересованность студентов, их вопросы во время занятий. Мне важно объяснить материал понятным языком, ответить на вопросы студентов, подробно разобрать более сложные моменты. Всё это приносит мне чувство удовлетворения.
Столкновение с вызовами
Я пока только приобщаюсь к преподавательской деятельности, и для меня каждый момент не изведан. Сейчас я ставлю перед собой цель наработать базу, выработать алгоритм работы в стандартных ситуациях и научиться работать в различных непредвиденных ситуациях. Хорошее новое может возникнуть лишь там, где есть прочный фундамент, и я пока на этапе строительства фундамента.
Одной из проблем являются некорректно составленные расписания и другие факторы, из-за которых мне часто не удается найти подходящую аудиторию с компьютерами для проведения практических занятий. Поэтому иногда приходится в срочном порядке приспосабливаться к ситуации: либо искать другую аудиторию, либо объяснять студентам работу на компьютере с помощью доски с мелом, что по-своему является экспериментом.
Советы для начинающих карьеру в преподавании:
- Используйте опыт старших коллег;
- Готовьтесь к занятиям заранее;
- Запоминайте студентов по лицам и именам;
- Старайтесь оценивать себя со стороны.
Думаем, если сравнить молодого и опытного преподавателя по одной шкале, то опытный намного лучше. Он может дать студентам больше знаний и опыта. Но потенциал у молодого поколения огромный. И через несколько лет чаша весов переместиться в пользу молодого. Молодой преподаватель больше соответствует духу времени, он ближе к студентам, на одной волне с ними, лучше понимает их трудности и проблемы. Молодой специалист лучше пользуется современными технологиями, больше чувствует новые научные теории и более приспособлен к
изменениям.
Начинайте с малого и стремитесь к большему. Прежде всего, нужно наработать базу, использовать опыт старших коллег, задавать им интересующие вас вопросы.
Необходимо готовиться заранее к занятиям. Составить интересную презентацию, подготовить вопросы. Само занятие — это только вершина айсберга. Самая трудная часть — это подготовка, она занимает больше времени. Пока готовишься к паре ты уже про себя прочитал лекцию раза три, не меньше. Кроме того, нужно советоваться с теми, кто раньше вел эти занятия, если есть такая возможность. Даже если есть готовый учебный материал, старайтесь его переделать под себя. Так появится возможность хорошо в нём ориентироваться. Кроме того, необходимо стараться запомнить студентов по лицам и именам. Это упрощает проведение пар, создаёт более комфортную атмосферу. Я до сих пор не всех запомнил, но всё же кого запомнил — с теми легче. И в конечном итоге, необходимо смотреть на себя со стороны, критично оценивать себя и свои возможности, ставить себя на место студента.
Подведем итог
Наши герои выделили несколько основных проблем, связанных с начинанием преподавательской деятельности: неуверенность в своей компетенции, стеснение выступать перед публикой, большой объем информации, которую необходимо изучить. Однако универсальный совет, который можно дать всем начинающим преподавателям, существует: необходимо больше практиковаться. И пусть ваши уроки или пары не будут идеальны первое время. Чем больше вы практикуетесь, тем быстрее появится опыт, который позволит вам стать уверенным в себе специалистом.
Источник главного фото: https://clck.ru/388SmK