Как добиться успеха, если ты упал? Часть 2 – ПиПермь

Как добиться успеха, если ты упал? Часть 2

В первой части цикла своей историей успеха поделилась танцовщица Анастасия Чепурова. В этой материале представляем историю следующей героини.


Лариса Попова. Тренер по оздоровительному плаванию. Травмы, радиация, профессиональные неудачи

Профессиональная пловчиха и тренер по плаванию Лариса Попова – искренний, ответственный и сильный духом человек. Она является неоднократной чемпионкой и экс-рекордсменкой России, 2-кратным серебряным призером Спартакиады народов СССР, членом сборной команды СССР 1972 года, тренером высшей категории 1985 года. Но это далеко не все ее достижения. В интервью наша героиня рассказала о том, чему ее научил спорт, как ей было тяжело и как она справилась со всеми трудностями, а также Лариса поделилась мыслями о том, что она считает своим главным успехом. 

В каком возрасте плавание стало для Вас профессиональной деятельностью?

— Плавать я начала в 7 лет. Получать зарплату за это я начала в 10 лет, у меня очень рано карьера поднялась

Почему Вы захотели заниматься именно плаванием?

— Никакого отношения к спорту мои родители и родственники абсолютно не имели, но заметили, что глубокая лужа, фонтаны городские – я в одежде лезла и кричала: «Я плыву!». Хотя само слово «плыву» вообще никогда у нас не звучало. Меня отдали в бассейн, и после первого же занятия я сказала: «Буду тренером». В 7 лет я уже определилась со своей карьерой.

Меня отдали в бассейн, и после первого же занятия я сказала: «Буду тренером».

Расскажите о своих первых успехах.

— Мне очень повезло с первым тренером. И как-то меня затянуло сразу. Сначала я была в абонементной группе, но буквально через месяц меня забрали в спортивную группу. Ну, не спортивную, а бесплатную, тогда вообще спорт был весь бесплатный. Как-то так все пошло, пошло, пошло. И с каждым годом все лучше и лучше. Но первые успехи – это выигрыш в «Веселом дельфине», тогда это было всесоюзное соревнование. Я выиграла два первых места сразу. И на меня обратили внимание. В 12 лет я мастера спорта выполнила. В 13 меня уже взяли в сборную команды СССР. 

В 12 лет я мастера спорта выполнила. В 13 меня уже взяли в сборную команды СССР.

Сколько времени у Вас занимали тренировки? 

— На уровне первого взрослого разряда уже двухразовые тренировки в день, тринадцать тренировок в неделю. Только во второй половине воскресенья выходной. И в среднем семь часов, непосредственно, уже тренировки: утром – три часа, вечером – четыре часа. А что делать – результата не будет иначе. 

Была ли такая сильная усталость, из-за которой хотелось бросить спорт? Или усталость была терпимой? 

— Был такой американский тренер – он воспитал очень много в Санта-Кларе, тренировал в клубе. И у него есть книжка. В ней написано о том, что такое тренировка. Это боль, сильная боль, агония. Когда ты преодолеешь все эти три ступени, только тогда будет результат. Естественно, в яму шапочка летит, очки летят, ты ничего не хочешь, ты вылезти не можешь – вот такая нагрузка.

Естественно, в яму шапочка летит, очки летят, ты ничего не хочешь, ты вылезти не можешь – вот такая нагрузка.

Как Вы преодолевали эту усталость?

— Что-то восстановительное, сон. На учебу времени практически не оставалось, тем не менее я практически с красным дипломом закончила институт физкультуры. Тренировка, отдых, естественно, за питанием следишь. У нас не было этой всякой новомодной химии, просто было здоровое питание. 

Расскажите, чем приходилось жертвовать ради достижения новых целей в спорте.

— Жертвовать приходилось, во-первых, учебой – я там не все познала. Пробелы есть в знаниях, но они мне по жизни особо не мешают. Круг общения был только с теми, с кем я тренировалась. Всё остальное прошло мимо меня. Зато я полмира увидела, не считая СССР, и приобрела любимую профессию. 

Естественно, что спорт здоровья не прибавляет, поэтому где-то что-то подорвано: связки, суставы. Колени у меня все оперированы, потому что связки просто не выдерживали нагрузки. Потом у меня со спиной была проблема сильная. Я в аварию попала в самолете. Видимо, через пару лет это все сказалось. Получилось так, что я вроде бы молодая, здоровая, но ходить не могла. Был практически паралич. Рановато как-то еще инвалидом быть. Я уже знала свой организм и потихонечку смогла восстановиться. Но на это у меня вылетел практически год. У меня отнималась нога, поясница, я не могла лежать. Надо было только ходить, причем и стоять нельзя было. Тут в профессии тренера тоже вопрос встал. На занятия даже с костылями ходила. Все это восстановилось благодаря тому, что спорт дал мне силу воли. С одной стороны, спорт покалечил, а с другой, это же меня и восстановило. 

Рановато как-то еще инвалидом быть.

В каком возрасте это произошло?

— Это было в 30-32 года. У меня уже были ученики, и в этот период я работала  в Челябинске. 

Как Вы восстанавливались после таких серьезных проблем со здоровьем?

— Во-первых, долго не могли долго определить, что у меня конкретно. Дело в том, что я в 1986 попала в облучение от чернобыльской аварии. Мы были в Киеве в это время на сборах. Это был май, все окна нараспашку, тепло. В общем, получили мы дозу… И когда меня обследовали, решили проверить меня на радиацию. По показателям у меня практически запредельная доза была. Вот это и травма спины – одно на другое наложилось. Стали это все восстанавливать. Я упражнения делала, и питание, и фармакология определенная. Характер морально помог преодолеть это – я и говорю, что спорт дал мне все. 

Фото из личного архива

С какими неудачами Вы столкнулась на пути, помимо проблем со здоровьем? Казалось ли Вам, что эти неудачи непреодолимы? 

— Это все случилось на стыке распада СССР. В Челябинск меня пригласили в центр плавания, я работала там уже со спортсменами, с серьезными мастерами спорта. У меня как раз два спортсмена отбирались на олимпиаду. Это был 1992 год. Когда тренера рядом нет со спортсменами, то кто-то чужой за него хлопочет.  Спорт еще и в этом плане жестокий, потому что каждый своего пропихивает, чтобы попасть на олимпиаду. Так получилось, что мои не попали. Потом я долго лечилась. И тут, значит, все финансирование спорта начало рушиться. Решила я из Челябинска вернуться на родину. Из одной ямы по здоровью я попадаю в яму: «А работать-то где?», – бассейнов-то нет. И я понимаю, что приехала в никуда. Но у меня был опыт – я говорю, в дворники пойду, заменяла раньше человека, у меня хорошо получается. Но так получилось, что я во вторую гимназию пришла – это на Садовом. Там маленький бассейн-лягушатничек. Или я в больших бассейнах России и Советского Союза со значимыми спортсменами, или вдруг я попадаю туда, где два прихлопа, три притопа. Обучение плаванию 1-2 класс. Конечно, это ломка организма: он всячески не хотел принимать, что я должна вот с этим работать. Но потом когда видишь горящие глаза ребенка, счастливого, что он на метр продвинулся, что ему уже не страшно, ему это нравится, тут начинается кайф от работы. Я там поработала года два, потом меня в бассейн «Кама» пригласили. Я целиком ушла на детский абонементный спорт. Я нашла вот эту нишу – я ловлю кайф от своей работы уже много лет. 

Я нашла вот эту нишу – я ловлю кайф от своей работы уже много лет.

Что Вы чувствовали, когда столкнулись с преградами на пути? Было ли ощущение, что у Вас опускаются руки?

— Была неудача в моей жизни достаточно серьезная. Если плавание – это личный вид спорта, то эстафета – это команда. И, значит, я в команде. Мы, как говорится, уже почти медали друг другу раздали, мы понимали, что выиграем в одни ворота. И вдруг я на последнем этапе делаю поворот и понимаю, что  просто не доплыла до поворота, до стенки, и мне нужно возвращаться обратно. Пока я возвращалась, меня уже толпа настигла, и мы начали проигрывать золотые медали. Я понимаю, что я подвела команду – вот это чувство ответственности… Соревнования два-три я отказывалась плыть в эстафетах, даже в выигрышных. Страх у меня был. Но потом как-то и команда меня убедила, и я поняла, что два раза в одну дырочку пуля не залетает. Это было серьезно. У меня было желание бросить все, мне стыдно было людям в глаза смотреть. 

У меня было желание бросить все, мне стыдно было людям в глаза смотреть. 

Что мотивировало Вас после всех неудач двигаться вперед и не сдаваться?

— В конце-концов, жизнь на этом не заканчивается. Стоит доказать, что это была случайность. Если по здоровью, то люди же выживают и преодолевают. Почему я не могу? Я со своим характером. В спорте я через какое-то время поняла, что команда во мне нуждается, а я ей отказываю, но ведь при этом могу помочь. 

Особую роль играло чувство ответственности, даже не перед собой, а перед другими. От моего здоровья тоже зависело будущее моих спортсменов – без тренера спортсмены что-то недополучат. Естественно, что надо было как-то быстрее вернуться в рабочее русло, чтобы продолжить дальше. Ну, и со здоровьем, мотивировало осознание того, что я молодая. Я видела, какие трудности преодолевают люди. А тут что? Я же с руками, с ногами. Это восстановится. Это сила воли – девяносто пять процентов это заслуга спорта. 

Я видела, какие трудности преодолевают люди. А тут что? Я же с руками, с ногами. Это восстановится.

Что Вы считаете своим главным успехом за все время спортивной и тренерской карьеры?

Сколько тысяч людей прошло через меня, через мои руки. Кстати, чемпион олимпийских игр Александр Попов и наш земляк Владимир Сельков какое-то время даже тренировались у меня, когда я работала со сборной СССР. Их подключали как молодых ко мне, они года два с половиной у меня занимались. Какая-то частичка меня, маленькая-маленькая, но тоже есть в них. Встречаемся мы с ними с благодарностью. 

Вот, дети, маленькие со второго класса и по одиннадцатый. Я иногда говорю: «Вы уже три-четыре года со мной, идите от меня, вы можете сами плыть». А они говорят, что хотят тренироваться со мной. Я еще им немножко даю элементы спортивного плавания, они же все равно хотят свой результат улучшить. В этом направлении не надо формально подходить. 

Самое главное – это даже не олимпийские чемпионы. У них свои успехи. А вот то, что тысяч пятнадцать-восемнадцать я точно научила за свое время плавать, от никаких до уверенно плывущих. Они выживут в любой экстремальной ситуации, связанной с водой.

Фото из личного архива

Расскажите о том, как спорт повлиял на Ваш характер.

Я ценю время, это практически у всех спортсменов, потому что каждая минута расписана. Ты знаешь, как потратишь любую свободную минуту. Я за всю свою жизнь ни разу в жизни не опоздала на работу. Ни разу. Я не могу допустить, чтобы люди меня ждали. И еще такое: как бы мне плохо ни было, я не должна показывать это детям, потому что это все равно отразится на них. Натягиваешь улыбку и к детям – все твое настроение остается позади. Это умение владеть собой. 

Расскажите, чем Вы занимаетесь сейчас.

— Сейчас, помимо работы (работаю я немного), я люблю путешествовать по родному краю. Почему-то это все мимо меня прошло, я вообще Пермский край практически не знала. Участвую в спортивных мероприятиях: марафон пермский, забег на трамплин в Чайковском – кто знает, это очень сильно. Во всех этих спортивных движухах я участвую не ради результата, а из-за окружения… Столько эмоций получаешь от людей! 

Что касаемо работы, сейчас я тренер оздоровительных групп. Из малой ванны к нам попадают дети первого класса. Они умеют только скольжения, вдохи-выдохи делать. Они знают, как палочки писать, а буквы писать они не умеют. Здесь я их учу, чтобы они не только весь алфавит знали, но и больше. По аналогии, это как получить знания в школьном предмете, так и у меня здесь. Все постепенно. Сначала базу заложить, а потом заинтересовать. Это плавание не травмоопасно, оно оздоравливает. 

Я работаю из-за любви к своей работе, а не из-за зарплаты. Сама в тонусе и не раскисаю. Общаясь с детьми, я черпаю новую информацию, если какие-то вопросы задают, а я не знаю, я быстренько в телефоне посмотрю, чтобы на уровне быть. Где-то немножко их подправляю. А еще и воспитываем друг друга.

Я работаю из-за любви к своей работе, а не из-за зарплаты.

Испытываете ли Вы чувство гордости за Ваш профессиональный путь и за саму себя?

— Гордости-то нет. Многого в спорте я достигла очень быстро и не осознавая. Ну, и что, что я мастер спорта. Больше гордость за своих воспитанников, которые достигли чего-то уже именно в спорте. И за то, что я стольких детей научила плавать. Может быть, научившись плавать, они убереглись от опасности, ведь в жизни всякое бывает на водоемах. Я сама доставала из воды, в общем, кого-то уберегла от тяжких последствий. Я думаю, что мой путь – это просто путь, который был мне любим, ведь я сама его выбрала. 

История тренера Ларисы удивительна. Она сложена из множества непередаваемых эмоций и впечатляющих обстоятельств в одну большую картину. И в центре этой картины – сильная и непобедимая Лариса Попова. 

Главное фото взято из личного архива