Флаэртиана 2023: три фильма, которые не получили призовых мест, однако стоят вашего внимания – ПиПермь

Флаэртиана 2023: три фильма, которые не получили призовых мест, однако стоят вашего внимания

«Флаэртиана» — это фестиваль документального кино, который проводится в Перми ежегодно. Режиссеры показывают зрителям новые общественные проблемы. Особенность фестиваля в том, что он показывает не просто документальные фильмы, а картины, снятые в стиле Роберта Флаэрти. «Открытие мира, изучение его — самая волнующая сторона жизни кинодеятеля, — говорил Флаэрти. — Все свои фильмы я создал с глубокой любовью в сердце ко всему неизведанному…». Поэтому  фестиваль и называется «Флаэртиана». Это длительные наблюдения за человеком, его историей. Кроме того, есть возможность задать свой вопрос режиссеру, а не гадать над смыслом фильма самостоятельно. 

Я посетила «Флаэртиану» впервые и хочу познакомить вас с фильмами, которые участвовали в студенческом конкурсе, но по каким-то причинам не смогли победить. 


«Я услышу салют за тысячи километров», 2021 год, 18+ 

Кадр из фильма «Я услышу салют за тысячи километров»
Источник изображения: artdoc.media

Как найти верный выход из сложной ситуации, когда ты одинокий подросток? Ксюша живёт в своём замкнутом мире, а единственный человек, с которым у нее сложились доверительные отношения, сейчас сидит в тюрьме. В 2017 году парень Ксюши пошел в школу с оружием, позже ему дали срок в 7 лет и 3 месяца. Уже в скором времени его ждет освобождение из мест лишения свободы, поэтому героине фильма предстоит осмыслить эти отношения и понять, правда ли она хочет быть вместе с этим парнем. 

Фильм начинается как раз с того, что Ксюша смотрит по телевизору сюжеты о своём парне. Утром 5-го сентября ученик 9 «А» средней школы №1 в Ивантеевке Михаил Пивнев пришёл в школу в длинном чёрном плаще, в который спрятал пневматическое ружье, а в кармане лежали топорик для рубки мяса и молоток, тоже для мяса — такой набор есть на многих кухнях. 

В коридоре Миша ударил учительницу ружьём, потом топориком для рубки мяса, а в конце выстрелил в неё из того же ружья. Потом он приказал всем лечь на пол, и стал стрелять в потолок.  

Однако колумбайн — не центральная проблема этого фильма. Он прежде всего о том, как человеку одиноко в этом мире со своими проблемами, и насколько сложными они бывают. 

Весь фильм выглядит мрачно. Примечательно, что любимое место героини — заброшенное здание. Детально сняты суицидальные надписи на стенах, параллельно звучат объявления о случаях самоубийства среди подростков. Всё это помогает понять внутреннее состояние героини, потому что иного выхода она для себя не видит. 

Телевизор играет большую роль в этом фильме, так как почти всё, что идет якобы фоном, срежиссировано. Например, в каком-то шоу шла речь о некоем Мише, а конкретно о выборе «Изменить ему или нет?». Парня героини зовут точно так же. 

Кадры сменяются медленно, в основном это серые будни, быт и изредка встречи с друзьями. Это помогает выразить, насколько долго и тягостно идёт время для героини. 

В чём же смысл названия фильма «Я услышу салют за тысячу километров»? Илария Плисова, режиссёр фильма, студентка мастерской неигрового кино Михаила Железникова Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, объяснила это тем, что звуки грозы, выстрела и салюта одинаковы, поэтому в конце фильма они использовали все три звука.  

Героиня, действительно, слышит «за тысячу километров», ведь со своим парнем она может связываться только по телефону. И если в начале фильма девушка делится чем-то с Мишей, то в конце она уже говорит о том, что «занята» сейчас. Также значимым является кадр, когда девушка слышит в трубке «я люблю тебя» и очень нехотя выдавливает из себя «я тебя тоже», а потом закрывает лицо руками. 

Некоторым зрителям не понравилось, что лица самого Миши в тюрьме так и не показали, но я считаю, что это правильно. Ксюша не видит его: всё, что у неё есть — это голос в телефоне. Фильм, прежде всего, про тянущееся ожидание неизбежного, как девушка страдает из-за того, что не может принять радикального решения. От Миши отказались даже родители, Ксюша — это всё, что у него осталось. Он пообещал ей, что если она бросит его, то не сможет жить дальше спокойно. 

В фильме также есть эпизоды, где девушка веселится с друзьями, но они не разряжают атмосферы безысходности этого фильма. Смех и разговоры выглядят как-то безжизненно, героиня, даже на нейтральные темы, говорит с каким-то неживым голосом, на фоне занудно гудит телевизор и тикают часы. Да и часто в разговорах мелькает тема суицида. Все пропитано атмосферой тоски. Девушка все равно одна со своей проблемой, никто не в состоянии ей помочь. 

Всё заканчивается тем, что девушка выходит на крышу высотного здания и смотрит на салют. Думаю, что это символизирует её состояние ожидания, но рано или поздно оно закончится. Дальнейшая судьба героини — загадка. 

Если выйти за рамки фильма, то известно, что в этом году Миша выходит на свободу, а Ксюша всё ещё поддерживает с ним связь. 


«Камни», 2022 год, 12+ 

Кадр из фильма «Ящерка» 
Источник: официальный сайт «Флаэртианы»

Группа добровольцев, рискуя жизнями, отправляется в зону эвакуации армян. Их цель – найти и спасти от разрушения священные древнеармянские памятники, известные как «хачкары». 

Тема конфликта в Карабахе не новая, однако сейчас как никогда актуальная. По данным РБК, Азербайджан 19 сентября объявил о проведении в Карабахе «антитеррористических мероприятий локального характера», однако власти Запада осудили это и самопровозглашенным властям пришлось сложить оружие. Договоренность о прекращении огня была достигнута при посредничестве Российского миротворческого контингента (РМК). 

В среду, 20 сентября, Минобороны России сообщило, что автомобиль с российскими военнослужащими в Нагорном Карабахе попал под обстрел из стрелкового оружия. Находившиеся в автомобиле военные погибли — отметили в ведомстве, не указывая, сколько их было. 

В самом фильме же речь идёт о том, что Армения обязуется сдать пять территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху. Люди, которые там живут, должны покинуть свои дома до определённой даты. За несколько дней до конца срока группа армянских волонтёров, среди которых археологи, посещает эти места, чтобы вывезти оттуда армянские христианские святыни, средневековые крест-камни, одни из самых значимых ценностей в армянской культуре. Иначе крест-камни могут быть уничтожены азербайджанцами. В фильме показано, с каким упорством простой народ пытается сохранить частички своего культурного наследия, насколько это для них важно. 

Интересно, что сам режиссёр участвовал в экспедиции: «Всё получилось само собой. По просьбе членов группы — археологов, архитекторов, культурологов по специальности, я должен был заснять экспедицию чисто как факт и передать кадры им. Но по ходу этой истории к нам присоединялись люди из отряда ВОМА, которые не могли сдержать душевную боль из-за сдачи Бердзора, готовые и сегодня, после войны, защитить каждый хачкар, надгробие, каждый камень из наследия предков силой оружия, — рассказывает Арман Айвазян. — Добровольцы работали профессионально, знали, как обращаться с хачкарами, чтобы не повредить их. Эта история глубоко тронула меня как армянина, человека, кинематографиста, и я не мог не показать ее на экране». 

Режиссёр уделил много внимания тому, как трепетно отнеслись к наследию предков волонтёры, бережно извлекая каждый хачкар из земли, в которой эти крест-камни жили столетиями и с которой срослись всей своей сутью. Они осторожно укладывали их на сани и всю дорогу следили за тем, чтобы ничто не повредило исторические сокровища Армении.  

Также к волонтёрам обратилась за помощью пожилая учительница. Ей нужно было покинуть окрестности и уехать в Ереван. Через неё показана человеческая сторона этой трагедии. Люди вынуждены покидать свой дом, в котором они прожили долгую и счастливую жизнь.  

Место покидают и люди, и память о том, что эти люди жили тут тысячу лет. Это определённо национальная катастрофа. 

Этот фильм показал всему миру боль армянского народа от несправедливости мира, его изгнания с их исконной земли. Мне кажется, что именно в этом и была задача режиссера. 


«Ящерка», 2022 год, 12+ 

Кадр из фильма «Ящерка» 
Источник: официальный сайт «Флаэртианы»

Лиза — озорная и энергичная девочка шести лет, которая наслаждается беззаботностью и тёплым летом в небольшом селе Кын. 

В этом фильме не поднимаются глобальные проблемы. Единственное страдание здесь — это ранние подъёмы маленькой Лизы на школьную площадку. Ну и в школе девочке действительно скучно. Фоновая музыка приглушается, слышно только занудное тиканье часов.  

Когда девочка покидает ненавистные четыре стены, перед ней открывается целый мир невероятно красивой природы. Всё в этом фильме наполнено теплом и уютом. Есть много незатейливых бытовых сцен, например, где мама жарит блины, папа отвозит дочку до школы на тракторе, с сестрой они вместе гуляют, попутно срывая цветки и напевая песенку про облака. 

Режиссёр документального фильма Екатерина Драчева невероятно красочно отобразил такую простую реальность. Особенно хорошо сюда вписываются какие-то смешные моменты: девочка пишет на руке «Костя, ты лох», когда ветер срывает с неё кепку обраняет матерное слово и т.д. Нет идеальной картинки, есть настоящая, но именно через неё ощущается истинное счастье. Я уверена, что у каждого сидящего в зале эта картина отозвалась сердечным теплом. 

Особенно советую этот фильм тем, кто вырос на Урале. Эта природа, эти маленькие села и деревни со своей историей ни с чем не сравнятся. А ещё советую тем, кто давно ничего не видел дальше пыльного асфальта, знойного офиса и мрачных высоток. 

Фильм снят студентами Павла Печёнкина. Съемочная команда приехала в село Кын,не зная, что они будут снимать. В одном из сельских магазинов они увидели бабушку и спросили, есть ли в селе интересные люди, о которых можно снять фильм. Женщина ответила:  «Да, есть. Это моя внучка». Так съемочная группа и познакомилась с маленькой Лизой и её родителями. Её мама занимается тем, что кормит туристов, которые приезжают в Кын на экскурсии. 

Картина снята легко. Почти всегда играет жизнерадостная музыка, все кадры динамичные и красочные, Лиза постоянно находится в движении. Автору удалось передать эту детскую жизнерадостность и неугомонность. Много ярких желтых и зеленых цветов: почти всегда светит солнце, а ветер колышет молодую траву и листву. 

Смысл названия тоже очень прост. «Ящерка», потому что Лиза шустрая и любит всех-всех животных. 

Также присутствуют мотивы сказок Баженова. Мама читает дочке книжку на ночь. Она говорит о том, что если Лиза будет хорошо себя вести, то когда вырастет, обязательно станет хозяйкой медной горы. Конечно, родителям хочется, чтобы девочка продолжила свою жизнь в Кыну, чтобы она стала хозяйкой этих прекрасных мест. 

На мой взгляд, этот фильм гениален в своей простоте. 

  • О возможности посмотреть фестивальные фильмы на большом экране можно узнать в киноцентре «Премьер» по адресу ул. Пионерская, 17 (+7 (342) 280-95-77, +7 (342) 281-11-86). 

Источник главного фото: официальный сайт «Флаэртианы»