Нужно ли отдавать ребёнка в детский сад? Рассказывает психолог – ПиПермь

Нужно ли отдавать ребёнка в детский сад? Рассказывает психолог

Зачастую у родителей возникает вопрос о том: нужно ли ребенку посещать детский сад. Одни являются приверженцами того, что ребенку необходимо пройти этот этап социализации, а иначе в дальнейшем возникнут проблемы. Другие же утверждают, что должную социализацию можно реализовать и самостоятельно дома. Так ли важен детский сад в жизни ребенка? Об этом расскажет пермский психолог Ксения Дюкова. 

«Социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения» (И. П. Подласый «Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов»). 

Источник фото: личный архив Ксении Дюковой

— Как влияет на социализацию ребёнка детский сад?  

— Первым институтом социализации для детей является детский сад. Там ребёнок учится нормам социального поведения, получает первый опыт общения с чужими взрослыми и с группой детей. Влиться в группу всегда сложно. Например, на детской площадке дети могут играть вдвоем или втроем в игрушки по интересам. А тут целая группа — 20, а то и 30 человек. Все разные, все хотят играть в разные игры, зовут одновременно в разные места и т.д. 

И, конечно, это дает сильный скачок в развитии психических процессов. Это же надо запомнить имена всех — ПАМЯТЬ, смотреть, кто чем занят, чтобы выбрать, к кому присоединиться — ВНИМАНИЕ, с кем поговорить, рассказать правила игры — РЕЧЬ И ВООБРАЖЕНИЕ, осознать причинно-следственные связи, что если, например, я обозвал кого-то, то он не будет со мной играть — МЫШЛЕНИЕ. 

— Нужно ли отправлять ребенка в садик? 

— Я считаю, что да. Детский сад нужен детям как еще одна ступень развития. Детский сад отлично воспитывает такую необходимую самостоятельность. Ведь часто родители любят окружать ребёнка чрезмерной заботой. Например, кормить с ложки вплоть до начальных классов школы. В садике же ребёнок волей-неволей становится самостоятельным и автономным: сам одевается, сам ест, сам следит за собственной гигиеной. 

Детский сад — это дополнительная активность. Там друзья, новые игрушки и занятия каждый день. Дети получают там массу впечатлений, новых знаний, разнообразных эмоций, тем самым развивая свой эмоциональный интеллект. Конечно, можно попробовать обеспечить такой же уровень развлечений и дома, но это и финансово, и физически трудно.  

Еще одна большая проблема — это гаджеты. Родители часто заменяют свое внимание ребенку электронными и компьютерными играми, мультфильмами, ютубом, вызывая у детей зависимость от гаджетов с раннего детства. А в детском саду дети всегда чем-то заняты, общаются друг с другом и с воспитателями, изучают новое и много играют, что, несомненно, полезнее бесконечного «зависания» перед экраном планшета. 

— С какого возраста можно отправлять ребенка в садик? Стоит ли спешить? 

— Примерно к трём годам у ребенка наступает кризис трёх лет. Его еще называют период «Я — сам». Ребенок становится более подвижным, автономным, ему хочется познавать окружающий мир. И вот именно в этот момент, когда малыш начинает проявлять интерес к общению со сверстниками и меньше зависит от мамы, можно пробовать посещать детский сад. В этот период он сможет быстрее адаптироваться к условиям и режиму в дошкольном учреждении. На данном этапе важно не изолировать ребенка от общества, а наоборот, посещать с ним детские коллективы, площадки, детский сад, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе. Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения. 

— С помощью чего ребенок может развивать социальные навыки? 

— Социальные навыки в дошкольном возрасте формируются в ходе игр со сверстниками и непосредственного взаимодействия. Ведь посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Ссорясь, решая споры, ребенок учится идти на компромисс, принимать позицию другого, признавать вину, находить друзей. Находясь в группе, дети видят, какое поведение поощряется взрослыми людьми, а какое нет, видят последствия поведения и учатся самоконтролю. 

— Какие могут быть трудности в социализации ребенка в школе, если он не ходит в садик? 

— Самым большим стрессом начала обучения в школе является соблюдение строгого режима дня. Дети, посещавшие детский сад, привыкли жить по расписанию. Домашние малыши, даже в том случае, если родители старались соблюдать определенный режим дня, имели гораздо большую степень свободы. В результате резкий переход такого ребенка на достаточно жесткий школьный режим становится сильным стрессом.  

У детей, которые посещали детский сад, правильно сформирован мотив: они идут в школу учиться. Они уже наигрались в саду и хотят знаний. Домашние дети, лишенные тесного общения с ровесниками, зачастую идут в школу общаться. В первом классе они отдают много времени и эмоций на выстраивание взаимоотношений с одноклассниками. Для них важно мнение других детей, важно найти свое место в коллективе, важно найти новых друзей. При этом учеба отодвигается на второй план. 

Ребенку, который не посещал детский сад, сложно взаимодействовать с другими, уступать им, подчиняться. Домашний ребенок, как правило, занимает эгоцентрическую позицию. Он уверен, что другие дети должны его слушаться и починяться. И очень удивляется, когда коллектив не признает за ним безоговорочное право на лидерство. В результате его самооценка резко меняется и, как правило, далеко не в лучшую сторону.  

Большинство родителей, которые не отдавали ребенка в детский сад и занимались с ним дома, уверены, что их чадо значительно умнее одноклассников. Они ждут от него мгновенного и головокружительного успеха. А к неизбежным в начале обучения трудностям относятся негативно. Среднестатистические успехи ребенка они воспринимают как неудачи. Они недооценивают достижения малыша. Он чувствует, что мама и папа расстроены (даже если они это скрывают). В результате у маленького ученика пропадает желание достигнуть успеха, снижается уверенность в себе и формируется низкая самооценка. 

— Если не водить ребенка в детский сад, то как его социализировать? 

— Свои социальные навыки ребенок тренирует в ролевой игре и в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Можно организовать общение и игры с ребятами во дворе или на детской площадке или же с детьми ваших друзей. Однако следует помнить, что первое время им нужна будет ваша организующая помощь. А после нужно наблюдать, во что и как дети играют, чтобы вовремя замечать и препятствовать негативным проявлениям в поведении.  

Всё разнообразие ситуаций взаимодействия, доступное ребёнку в детском саду, не укладывается в стандартные модели поведения дома, в песочнице или в гостях. Многие родители уверены, что дети могут социализироваться, посещая только развивающие занятия, секции и тренировки. Но это не так, потому что там очень короткие занятия и нет свободного времени для того, чтобы дети вместе занимались тем, чем им хочется. 


«Тогда я придерживалась мнения, что ребёнку лучше всего находиться рядом с матерью»

Источник фото: gas-kvas.com 

Для того, чтобы максимально раскрыть тему, я поговорила с Марией (имя изменено — прим. ред.). Она рассказала, почему она когда-то отказалась от детского сада и как это повлияло на дальнейшую жизнь её ребенка. 

 — Почему вы не водили ребенка в детский сад? 

 — Во время моей беременности была большая вероятность потерять ребёнка, на фоне чего у меня развился страх за него. Из-за этого я очень сильно переживала за ребёнка и чрезмерно оберегала его. Попросту не хотела отдавать сына в детский сад, потому что боялась, что что-то может произойти. Я бы не пережила, если бы с ним что-то случилось. 

 — На ваш взгляд, нуждается ли ребенок в социализации до школы? 

 Да, нуждается. Но меня на тот момент это не беспокоило. Во мне господствовал страх, который не позволял мне думать ни о чём другом. Тогда я придерживалась мнения, что ребёнку лучше всего находиться рядом с матерью. 

 — Как вы развивали своего ребенка до школы, чтобы он был готов к общению со сверстниками в школе и к учёбе? 

 — Основным фактором социального развития были две родные сестры, с которыми ребёнок общался и развивался. Сёстры уделяли ему всё свое свободное время, старались водить в разные места и знакомить со всем новым. 

 — Какие трудности сложились у вас и вашего ребенка после того, как он пришел в школу? 

 — Ребёнку было сложно находиться наедине без родных в незнакомом месте и обществе, сложно давалось влиться в социум, общаться с детьми. Он был закрытый, старался избегать лишнего внимания. Часто был тревожным, из-за чего мог плакать по необъективным (не видимым для других) причинам. У него была низкая самооценка, при этом считал все свои проблемы неизбежными, поэтому скрывал от родителей, что что-то не так. Ну и на фоне всего этого затруднения в учёбе были. Только ближе к концу начальной школы всё наладилось. 

 — Были ли у вашего ребенка проблемы со сверстниками? 

 — Стремился к общению, но из-за низкой самооценки и периодического отвержения со стороны сверстников сначала побаивался идти на контакт, а затем и вовсе стал считать общение ненужным. Ему казалось, что оно ничего хорошего это не приносит, и подавлял желание общаться ради сохранения ментального здоровья. И, к сожалению, в начальной школе сын был жертвой буллинга. 

Источник главного фото: 2-kartinki.ru