В настоящее время популярность раскладов на картах таро стремительно повысилась. Кто-то считает это проявлением магических способностей, а кто-то воспринимает таро как развлечение и не придаёт этому большого значения. Однако людям всё равно интересно нечто таинственное, нестандартное, что-то, что способно расширить границы их личной свободы и мышления. Подобные запросы обычно и приводят людей в мир таро.
Для начала посмотрим, что же такое карты Таро
Таро – это довольно сложная, но вместе с тем интересная система, которую можно использовать по-разному:
• как инструмент для предсказания и получения информации;
• как инструмент в психологическом консультировании и психотерапии;
• как образно-символическую систему для самопознания.
Получается, что таро – это одновременно система и инструмент. С одной стороны, таро – это оккультно-эзотерическая, духовная система, зашифрованная в образах и символах. За каждым арканом таро стоит огромный пласт смыслов: психологических, событийно-бытовых, культурно-исторических и т.д. Причём система эта определенным образом организованная, имеющая свою четкую структуру.
Грех ли таро в православии?
На просторах интернета в различных статьях, авторы, как правило, утверждают что заниматься таро – не греховно. Ведь таро – это не классическое гадание, противоречащее Библии. Пример подобного материала можно прочитать здесь.
Однако стоит нам прибегнуть к чтению некоторых библейских источников, как становится понятно, что использование любого проявления эзотерики можно причислить к греху.
«…не ворожите и не гадайте». (Лев. 19:26)
«…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это». (Втор. 18:10-12)
«…тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны». (Дан.2:27)
Обычному человеку может быть трудно разбираться, вчитываться в слог, который мы не привыкли видеть в обычной жизни. Поэтому изучение всех тонкостей соотношения религии и таро познать крайне сложно. Но это является достаточно интересной и многогранной темой для изучения. Я обратилась к священнослужителю Никите, который, можно сказать, напрямую связан с этими двумя областями. Никита любезно согласился и подробно посвятил меня в свою историю.
Никита Субботин, церковный служитель РПЦ, храм Порт-Артурской иконы Божьей Матери (г. Санкт-Петербург)
— Как у Вас появился интерес к религии и церкви?
— Все началось с нательного креста.
Меня крестили, когда мне исполнился год. Родители слышали рассказы о том, как малыши ломали крестики. И во избежание этого вручили мне крестик в 4-5 лет. Я задался вопросом «а кто на кресте?», «зачем я его ношу?» и «почему он распят?».
Ответы на свои вопросы я получил в Церкви от священника при разговоре с ним. И тогда решил заняться изучением самой религии Христианства.
Что я понял?
Библия – это история ОДНОГО Богоизбранного народа, то есть мы не знаем что в других странах/народах было в то же время, если они не упомянуты в Библии. И дальше я сам, без родителей, поступил в Воскресную школу (в ней надо было учиться 5-7 лет, а я за 3 года ее закончил, потому что все сдавал на отлично). Воскресная школа поподробнее рассказала саму историю Церкви, догматы, расшифровку «Символа Веры», историю богослужений и откуда они появились.
Как я остался в Церкви?
Когда я делал первые шаги на службе, честно, мне всё было непонятно: Что делают? Зачем кланяются и тд.
И благодаря Воскресной Школе, я понял сами богослужения и мне стало интересно. На самом деле, это здорово, когда человек интересуется и задает вопросы в Церкви. Ведь он может получить ответы такого уровня, что потом в жизни это станет неким пособием для него, Священным писанием.
— Когда Вы решили напрямую взаимодействовать с церковью?
— Каждый наш поход в Церковь, и взаимодействие с работниками её – это и есть прямое с ней взаимодействие. В Церкви должно происходить взаимодействие со Христом, с Его присутствием. Поэтому с 5-6 лет, то есть с самого начала. Я уверен, что если бы не ходил в Церковь, то мышление было бы другое, другая речь, действия и тд.
— Какой у Вас сан в церкви?
— Я – диакон. Так сказать, сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никаких богослужений не совершаю. В последствии могу подать прошение епископу и стать священником. Я пришел в Церковь для того, чтобы никого не ругать, и деньги за записки и свечи не брать, если у Вас их нет.
— Ваше хобби – таро. Почему вас это заинтересовало?
— Для меня Таро – это что-то личное, личный опыт, жизненные ситуации, вот это состояние «сложившегося пазла». Это не просто изображения, это изображения, которые тоже имеют христианский посыл.
Для меня Таро – это размышления. Это выход за пределы, это разрыв чего-то стереотипного и привычного. Я благодарен Таро за то, что этими «простыми» картинками, я получил огромный поток информации, и часто вспоминаю ее. Я благодарен Таро за то, что оно меня научило «читать» людей, понимать их и себя, научило МЫСЛИТЬ, а это важно в наше время. Таро – это как запретный плод для меня, который я уже вкусил.
— Вы заинтересовались таро, когда уже служили в церкви или когда планировали стать служителем?
— Я заинтересовался в Таро тогда, когда уже ходил в церковь как прихожанин. Иногда вспоминаю: еще до прихода в церковь (как церковнослужителя – прим.ред.), я раскидывал обычные карты, и все сбывалось, хоть и Таро облегчило проблему своими рисунками.
— Объясните, что такое культура таро в Вашем понимании?
— В моем понимании, культура Таро – это индивидуальное и «свое» отношение к Таро: трепетное, бережливое, благодарное.
— А в церковном?
— А в Церкви такой вещи не должно быть вообще, она должна исчезнуть, так как это всё ведет на человеческую гибель души.
— Как Вы начали задумываться о соотношении таро и религии?
— Я начал задумываться из-за той мысли, которая есть в церкви «гадание – грех». А один батюшка мне сказал, что можно пользоваться картами МАК (метафорические ассоциативные карты – прим.ред.), но только как инструмент для работы с собой. Как инструмент, чтобы поразмышлять о всяком, в частности, о себе.
— Что Вы испытали, когда поняли, что религия не принимает таро?
— Я испытывал негодование и задавал себе недоумённые вопросы «как?».
И я, раскидывая карты, переступал через себя. Карты – это творчество. И через это «творчество» я находил что-то небывалое и необыкновенное. Мне обучение давалось интересно, но меня волновала Церковь.
— Отказаться от карт сподвиг кто-то извне или это было внутреннее желание?
— На этот вопрос я всегда отвечаю – «религиозные соображения», ведь так и есть.
Честно, беру в руки карты и вспоминаю ту атмосферу, которая была. Моя матушка часто говорила, что место, на котором я раскладывал карты, обладает темной энергетикой, на что я просто махал рукой. Ведь это мое место, это мое «место силы», так как там я размышлял, слушал музыку, проводил духовные практики с выписыванием на бумагу, рисовал и т.д.
— Почему религия не приветствует таро?
— Человек может выбрать свой путь: либо сам (при работе с Таро), либо с Богом. Объяснение таково, что Христос в силах с человеком Сам при его согласии, помочь ему в чем-то, и преодолеть трудности. Христос способен без карт сам все «разрулить» очень интересным и благим образом.
— Что делать, если я верующий (православный), и мне интересно таро?
— Как ни странно, продолжать быть православным верующим. А потом:
1) Прочитать подробную информацию о соотношении таро и религии.
2) Прочитать «Отче наш».
3) И воспринимать Таро как гениальное искусство со смыслом, причём, жизненным.
Согласитесь, не каждый день встретишь священнослужителя, имеющего опыт работы с таро.
Источник главного фото: личный архив Анастасии Терентьевой (автор материала).