«По сути, у нас вся работа — это контроль». Врач-эпидемиолог рассказывает о работе в Роспотребнадзоре – ПиПермь

«По сути, у нас вся работа — это контроль». Врач-эпидемиолог рассказывает о работе в Роспотребнадзоре

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался со словом «Роспотребнадзор». Слово, которое вселяет ужас в каждого недобросовестного продавца, или, наоборот, дарит надежду потребителю. Но чем же на самом деле занимается эта организация? Давайте узнаем.


Мы поговорили с Антоном Могильниковым, специалистом-экспертом управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.

— В чём заключается ваша работа в Роспотребнадзоре?

— По профессии я — санитарный врач, и работаю я по специальности. В Роспотребнадзоре мы заботимся о здоровье населения целого города или региона. То есть сфера нашей деятельности обширная: загрязнение почвы, воды, воздуха, состояние контейнерных площадок возле ваших жилых домов, контроль распространения инфекционных заболеваний и другое. Самые нашумевшие болезни — различные варианты гриппа и коронавирусная инфекция. И наша работа заключается в профилактике распространения этих заболеваний.

— Когда вы учились, планировали ли вы пойти работать в эту организацию?

— Ну, когда я учился — нет. Начнём с того, что я вообще не понимал, что это будет за профессия. Я поступил в медицинский университет и на протяжении всей учебы нам, конечно, говорили, на что мы будем влиять в сфере своей деятельности. Но, что я буду работать именно врачом-эпидемиологом, у меня и в мыслях не было. Эта профессия тогда казалась довольно сложной и не совсем понятной, потому что нужно иметь большой объём знаний о тех или иных заболеваниях, нужно знать, когда при том же гриппе или отравлениях проходит инкубационный период, когда один человек может заразить другого, чтоб быстрее эти последствия устранить, и заболевания не начали широко распространяться. Сейчас я могу сказать, что ввиду своей профессии это легко запоминается. Это некий отпечаток профессии.

— Профдеформация?

— Ну, не то чтобы профдеформация, но можно сказать и так.

— Хорошо. Вы почти ответили на следующий вопрос, но всё-таки спрошу. Люди далёкие от вашей профессии слабо представляют, чем вы вообще занимаетесь. Расскажи про основные направления вашей работы.

— У нас нет как такового разделения на структуры. Я (врач-эпидемиолог прим.  автора) могу заниматься и другими вопросами, но моё основное направление в работе — эпидемиология. Так же у нас присутствует направление коммунальной гигиены. Сюда входят вопросы как раз таки воды, земли, воздуха. Есть направление гигиены питания, которое занимается вопросами питания населения, то есть это общественное питание, питание в различных организациях, отслеживание свежести продукции в магазинах, качество этой продукции. Есть у нас и гигиена детей и подростков. Это направление обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения. То есть проверяет детские сады, школы, летние лагеря, кружки и секции. Также есть направление гигиены труда. Это люди, которые осуществляют контроль за работодателями, чтобы у людей рабочие места соответствовали всем требованиям. Также они оценивают профпригодность специалистов.

Ну и, конечно, отдел, который занимается защитой прав потребителей. Если возникает какой-то конфликт у продавца и покупателя, например, хотят вернуть деньги за некачественный товар или некачественное предоставление услуги, то люди обращаются в этот отдел. Они помогают людям составить документы для подачи в суд. Это не адвокаты, конечно, но отстаивать точку зрения потребителя в суде могут.

Большая часть нашей работы заключается в контроле за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по Пермскому краю. По сути у нас вся работа — это контроль. На самом деле, объём работы в каждом направлении очень большой. В целом, управление Роспотребнадзора захватывает все сферы.

Мы как эпидемиологи в основном контролируем, как медицинские организации выполняют и организуют свою работу в соответствии с федеральными законами, санитарными правилами, методическими рекомендациями и другими документами. Но тут не надо путать с Министерством здравоохранения, которое контролирует надлежащее качество оказываемых медицинских услуг. Мы как раз таки осуществляем контроль в плане распространения различных инфекционных заболеваний в больницах.

Это основная наша работа, но помимо этого мы проводим различные информационные компании по предупреждению распространения гриппа, кори, эпидемического паротита, коклюша, бешенства, клещевого энцефалита, острых кишечных инфекций (ОКИ) и других заболеваний.

Ещё мы работаем со СМИ. Я, например, ежемесячно пишу материалы о профилактике различных инфекционных заболеваний, например, сезонных: гриппа и ОРВИ, бешенства и малярии.

В общем, профессия достаточно сложная, и она не особо на слуху. На слуху только слово «Роспотребнадзор» или, как раньше говорили, «СЭС» — санитарно-эпидемиологическая станция. Те, кто с нами не сталкивались в своей профессиональной деятельности, действительно не понимают, чем мы занимаемся. Да и трудно объяснить это одним предложением. У нас обширное поле деятельности.

— Но при этом люди, когда слышат слово «Роспотребнадзор», сразу трепещут, так сказать, потому что вы ведь проводите проверки. Вот есть плановые проверки, а есть внеплановые. Чем они друг от друга отличаются и какие, на ваш взгляд, страшнее для тех, к кому вы приезжаете?

— Ну, начнём с того, что плановые проверки как раз таки плановые, значит, они были запланированы на текущий год. Организации могут ознакомиться с датами проведения плановых проверок на сайте прокуратуры Пермского края. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который обеспокоен тем, что у него будет проверка, может к ней подготовиться.

Внеплановая проверка организовывается в следствии какого-то происшествия, то есть что-то должно случиться. Это может быть как обращение граждан на некачественное оказание услуги или экстренное извещение о том, что где-то кто-то отравился, или кто-то где-то заболел опасной инфекцией. Но для проведения внеплановой проверки нужны веские основания и доказательства того, что может или уже наступило причинение вреда здоровью или охраняемым законным ценностям.

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при осуществлении своей деятельности соблюдают все санитарные правила, федеральные законы и другие нормативные документы и регламенты, то ни одна проверка для них не будет страшна.

— Тут согласна. А как часто пермяки обращаются к вам?

— Каждый день люди присылают свои обращения. На контроле у нас различные территории, которые находятся вне города Перми. То есть это другие районы Пермского края. Например, по вопросам коммунальной гигиены обращения поступают не по одному в день. Здесь вопросы касаются абсолютно всего. Вплоть до неправильной установки знаков о каком-нибудь запрете или размещении автомобилей. В защиту прав потребителей поступает большое количество обращений. Тут всё будет зависеть от того, какое это обращение. Иногда люди готовы просто писать жалобы на всё. Кому-то не понравилось обслуживание, а конкретных фактов никаких нет. Но все обращения разные и каждое нужно проработать индивидуально. После того как обращение проанализировано, мы можем провести проверку либо обследование, и можем принять меры в отношении того или иного юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Порой люди просто не знают, куда нужно писать обращение, потому что мы, например, как эпидемиологи не уполномочены рассматривать вопросы, которые касаются оказания медицинской помощи. Контроль за качеством оказания медпомощи осуществляет Минздрав. Но люди не знают, что можно написать обращение туда, и пишут нам. В таких случаях мы просто перенаправим это обращение по компетенции рассмотрения.

Эпидемиологи работают непосредственно по обнаружению заболевших или подозрению на какое-то инфекционное заболевание, которое может массово распространиться. Тут мы реагируем очень быстро, потому что конкретно в моей работе счёт идёт на часы.

— А было ли такое, что приходило обращение или жалоба, а там откровенная глупость или что-то забавное?

— Когда была коронавирусная инфекция, таких было очень много. Например: «Я не хочу прививаться, но хочу ходить в кафе». Но вообще они смешные лишь по той простой причине, потому что приходят не на тот адрес, ну это с моей точки зрения. Но, когда люди жалуются на мёртвого гуся, который повешен на забор, вот это смешно. Люди присылают фотографии, мол, вот висит мёртвый гусь на соседском заборе, и он портит весь внешний вид деревни. Ну вот такое было обращение.

Много некорректных обращений, потому что, я повторюсь, люди готовы жаловаться на всё.

Есть люди, которые годами пишут обращения на управляющие компании в своих домах, при этом фактов устанавливающих, что действительно есть какие -то нарушения со стороны этих компаний или ТСЖ просто нет.

— Это, мне кажется, классика какая-то.

— Да, есть такое.

—Так, хорошо. Про гуся, действительно, смешно было.

— Это правда. Там не только про гуся конечно было обращение. Но сам факт того, что на фотографии на заборе верёвкой был примотан гусь. Хотели, чтоб хозяин дома снял с забора мёртвого гуся, такое было требование. Ещё его хотели привлечь к ответственности за это.

— Это правда странно, но что ж, продолжим. На ваш взгляд, что самое сложное в вашей профессии?

— Что самое сложное в профессии? Хм… Есть факторы, которые тебе усложняют работу и которые от тебя не зависят. Ты не можешь сказать: «Сегодня никому не болеть, а завтра болеть всем». Наверное, в этом и сложность, потому что, если где-то начинаются массовые инфекционные заболевания, нужно быстро и оперативно работать. Это очень сложно. Вернее, это сложность работы.

— Такой классический вопрос, но всё-таки интересно, какие коррективы внёс в вашу работу коронавирус?

— Сложно сказать, потому что я пришёл работать как раз в ковид. Но я могу сказать, какие коррективы внесло отсутствие ковида.

В управление Роспотребнадзора я пришёл работать в январе 2021 года. Каждое утро, приходя на работу, начиная с девяти и где-то до двенадцати или полпервого, я занимался вопросами, касающимися только коронавирусной инфекции. Но когда закончились все ограничения и все постановления перестали действовать, грубо говоря, ковид закончился, я недели полторы-две приходил в себя. Было странно, что я прихожу на работу, а мне не нужно заниматься вопросами коронавируса. Я сидел до обеда и не знал, что взять в руки, потому что больше года я работал по одной наезженной схеме. А тут какой-то хаос. Как это, не надо этим заниматься? А что тогда делать? Хотя и без этого работы хватало.

Коронавирус, по сути, сделал всю работу однообразной, потому что всё было зациклено на нём. В то время некоторые менее масштабные вопросы просто ушли на задний план. Возвращались к этому гораздо позже.

Во время пандемии коронавирусной инфекции приходились выходить работать в очагах, и нашей первостепенной задачей было не допустить дальнейшее распространение данной инфекции. Конечно, определенный отпечаток это наложило, можно сказать даже хороший, потому что сейчас, если где-то возникает очаг какого-то заболевания, мы оперативно работаем. Ковид научил всех, что нужно работать быстро.

— Что вы хотите сказать пермякам, жителям края как представитель Роспотребнадзора?

— Во-первых, соблюдайте правила личной гигиены, это залог здоровья. Обращайте внимание на продукты, которые вы потребляете. А во-вторых, берегите себя и своих близких. Будьте здоровы!

Источник главного изображения: https://dzen.ru/a/XMgnk-uXqQCyNTGC