Буллинг. Молчать нельзя, рассказать – ПиПермь

Буллинг. Молчать нельзя, рассказать

Иногда травля бывает открытой, на пике агрессии – драки и откровенные издевательства. В других же случаях буллинг почти невидим. Например, когда одноклассники игнорируют, демонстративно не здороваются и отказываются сидеть рядом за партой. Это тоже травля — это давит, заставляет чувствовать себя одиноко и некомфортно. Поэтому первое, что нужно сделать, — это разглядеть факт буллинга.

По данным детского омбудсмена Анны Кузнецовой, более половины детей в России (55 %) сталкивались с буллингом, при этом более трети (39 %) из них боятся рассказывать о случаях интернет-травли.

Как только это произошло:

Если вы – жертва буллинга.

Осознайте, что просить помощи — это не стыдно, это не стукачество и не сделает ещё хуже. Наоборот, хуже будет, только если ничего не делать. Поделитесь проблемой с тем, кому доверяете. Если ещё не готовы обсуждать проблему с близкими, обратитесь за помощью на горячую линию по номеру 8 800 500 44 14 или отправьте заявку на сайте Травлинет.рф. Это бесплатно и анонимно.

Если вы – из близкого окружения.

Если вы поняли, что есть проблема, не нужно ждать, что всё разрешится само собой. Стоит действовать, и как можно раньше. Дайте жертве понять, что вам можно верить. Расскажите, что это не он «не такой» — травля может произойти с кем угодно. Зафиксируйте доказательства травли: испорченные вещи, переписки, синяки и т. д. Дайте учебному заведению знать о происходящем. Вместе с ним начните разрабатывать подход к решению. К сожалению, это не всегда работает. Иногда администрация учебного заведения предпочитает игнорировать буллинг или отрицать его и не принимает мер. В таком случае родственники жертвы могут написать жалобу:

  • в комиссию по делам несовершеннолетних;
  • уполномоченному по правам ребёнка;
  • в прокуратуру;
  • в департамент образования.
Источник: AdobeStock

Важно помнить, что не любой конфликт – это буллинг, следует их различать.

5 отличий обычного школьного конфликта от травли

Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывает психологические и физические мучения.

Если дети из-за чего-то поспорили и даже обозвали друг друга — это ещё не травля, а конфликт. Но если весь класс долго игнорирует одного — вот это уже буллинг. Как научиться отличать конфликт (нормальную часть развития детской группы) от травли (болезнь коллектива)?

  1. Главное отличие травли от конфликта — неравные силы.
    В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию. В случае травли жертва ощущает себя беспомощной.
  2. Конфликт чаще возникает спонтанно.
    Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей.
  3. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее.
    В случае травли жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. И стать жертвой может любой ребёнок.
  4. Конфликт длится недолго.
    Стороны стараются уладить его как можно быстрее. Травля же — регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии.
  5. Конфликт можно разрешить.
    Это последнее и главное отличие. Травлю, в отличие от конфликта, можно только прекратить (в лучшем случае).
Что делать, если стал свидетелем травли

Наблюдатели – одна из сторон буллинга. Вы можете предпринять ряд действий, если стали свидетелем травли, чтобы помочь жертве:

  • Признать наличие проблемы. Если ты заметил, что кого-то регулярно обижают, то нельзя ждать, что всё само собой образуется. Важно, как можно быстрее начать решение проблемы.
  • Рассказать взрослому, которому ты доверяешь. Например, родителям, преподавателям или штатному психологу.
  • Вмешаться, если ты видишь, что кого-то обижают. Мы уже обсудили, что не стоит рисковать собой, но если ты стал свидетелем ситуации травли, то важно немедленно вмешаться и прекратить происходящее. Если ты знаешь или чувствуешь, что не можешь сделать это самостоятельно – нужно обратиться за помощью к окружающим.
  • Дать понять обидчикам, что буллинг – это плохо, и ты его не поддерживаешь. Достаточно просто сказать о том, что обижать другого – это вовсе не смешно и не круто (особенно, когда пострадавший слабее), и у таких действий часто бывают плохие последствия.
  • Поддержать пострадавшего. Покажи, что тебе не нравится то, что происходит. Дай понять, что ты это не поддерживаешь. Будет хорошо, если ты скажешь, что пострадавший ни в чём не виноват, а обидчики по глупости поступают неправильно.
  • Быть примером. Сейчас у тебя есть некоторые проблемы. Возможно, ребята хотят дружить и общаться, но просто не знают, как это сделать правильно. Кто-то привык веселиться, обижая другого, объединяться против того, кто чем-то не понравился. Покажи, что дружить, общаться и спокойно учиться, гораздо лучше, чем каждый день бояться столкнуться с агрессией и негативом. А сделать это можно только в том случае, если относиться друг к другу с уважением.
  • Помни, что каждый должен чувствовать себя в безопасности в учебном заведении. Прекращая травлю, мы помогаем не только пострадавшему, но и всем, кто находится рядом: обидчикам, свидетелям и себе.
Я уверен, что столкнулся с буллингом. Куда обращаться?

В жизни бывает так, что случается нечто, к чему не готов. Или долго длится какая-то ситуация, которая не дает покоя. Что можно сделать? Для начала – обратиться к своим родным и близким, спросить у них совета, попросить поддержки и помощи.
Но бывает так, что это сейчас невозможно. То ли стыдно сказать кому-то знакомому о своих мыслях и чувствах, то ли сейчас ваши отношения не такие близкие, как хотелось бы. Так бывает. Но это не значит, что нужно оставаться одиноким в своем вопросе! В таких случаях можно позвонить на телефон доверия.
Звонки на телефон:
         бесплатны – с любого сотового и домашнего телефона Пермского края;
         анонимны – звонки не определяются, можно назваться чужим именем;
         конфиденциальны – то, что вы обсуждаете с консультантом, остается только между вами и консультантом.

Круглосуточный бесплатный телефон доверия Краевого кризисного центра по оказанию специализированной помощи лицам с кризисным состоянием – +7(342) 281-26-66, телефон для записи – +7(342) 244-28-02

Источник: AdobeStock

Главное фото: Freepik