В современных реалиях многие пермяки хотят создавать что-то своё, чтобы подчинять время только своим потребностям. О своем продукте или бизнесе мечтают многие, но из-за страхов создать его удаётся единицам. На самом деле, вне зависимости от того, сколько вам лет и есть ли у вас деньги, можно преуспеть в бизнесе и создать что-то актуальное и полезное.
Я поговорила с предпринимателями с семилетним стажем, которые создали компанию «ПермОкнаСервис». Они занимаются продажей оконной и дверной фурнитуры, комплектующими для окон и т.п. Также при их организации есть сервисная служба, которая занимается ремонтом окон уже существующих установленных конструкций. Они поделились своим опытом создания бизнеса и рассказали, как не прогореть в первые дни открытия.
— С чего началась ваша история? Почему именно самостоятельный бизнес?
— Мы долгое время работали наемными специалистами. Роман Вячеславович (директор организации «ПермОкнаСервис» — прим. ред.) работал заместителем директора в оптовой компании, а я — специалистом на предприятии. Мы росли профессионально и с точки зрения должности тоже вырастали. Но мы всё равно не могли купить себе квартиру. Основной мотивацией заниматься собственным бизнесом было заработать как можно больше денег.
— Как вы поняли, что хотите работать именно в этой нише?
— Мы ранее в ней работали и уже имели навыки и специализации. Мы начинали как производство. То есть у нас была идея выпускать определённую деталь для окна. Мы делали их лучше и дешевле, чем они выпускались в Китае. Мы разработали чертеж, заказали формы для отливки. Производство было успешным, но при любом колебании доллара приводило к тому, что детали в Китае становились дешевле наших. И мы не смогли конкурировать с ними. Поэтому мы продали остатки и закупались оконной фурнитурой. И она дала прибыль.
— Вы были уверенны в создании собственного бизнеса?
— Нет, у нас было много страхов. Первый страх был связан с тем, что мы не совсем понимали ситуацию в стране в 2015 году. Было много новостей про кризис, и это пугало. И мы на этом фоне, конечно, были не оптимистично настроены. Второе, что нас пугало — это взаимоотношение с налоговой. И эти ожидания не оправдались. Мы думали, что это страшная организация (смеются), которая только и мечтает разорить наше дело. Но на самом деле, когда мы стали взаимодействовать с налоговой, выяснилось, что налоговая служба сейчас очень дружелюбно настроена по отношению к бизнесменам, особенно к малому бизнесу.
— Где вы искали первых покупателей?
— Смотря что рассматривать. У нас два направления. Первое — это продажа фурнитуры оконным компаниям. Можно взять обычный справочник или 2ГИС и обзвонить компании с коммерческим предложением. Второе — частники. На них больше работает пассивная реклама. Если им что-то нужно, то они сами заходят на наш сайт и ищут, что им нужно. Также хорошо передается реклама через сарафанное радио.
— Где вы получали опыт для того, чтобы развивать бизнес и выводить его на новый уровень? Существуют ли бесплатные курсы?
— Я стояла на учете службы занятости по безработице, и меня оттуда отправили на курсы по бухгалтерии. Три месяца нас обучали, и там я получила великолепные знания. Их было вполне достаточно, чтобы вести бухгалтерию оптовой компании. Так же мы ходили в центр поддержки предприятий. Там у нас были бесплатные консультации с хорошими специалистами. Потом мы ходили на курсы по интернет-маркетингу. Тоже было интересно. Этот центр делает курсы по продвижению малого бизнеса, то есть налогообложение у них идет, юридические моменты и продвижение рекламой. Такие бесплатные курсы очень выручили нас.
— Когда вы начали работать, уже были такие ниши, как ваша?
— Конечно. У нас в городе на тот момент было 289 компаний. Конкуренция есть и будет всегда. Ее бояться не нужно.
— Как вы думаете, почему вы до сих пор наплаву, если такая большая конкуренция?
— Во-первых, потому что мы изначально сделали ставку на качество, а не на цену. Также мы делали те вещи, которые не могли делать другие, например, меняли большие стеклопакеты и т.д. Во-вторых, мы относимся к клиентам, как к друзьям, не накручиваем цены. Делаем, что действительно надо, опираясь на наш прайс. То есть изначально всегда были направлены на то, чтобы людям с нами было работать выгодно и удобно.
— Расскажите, сталкивались ли вы с кризисами?
— У нас частенько бывают микро-кризисы из-за скачков доллара и евро. Потому что частично закупочная цена фурнитуры, которую мы продаем, идет в валюте. То есть мы продаем дешевле, чем покупаем. Бывает такое, что поставщики сильно затягивают доставку. Это тоже нам в минус.
— Опускались ли руки после неудачи? Дайте совет, как вы с этим справляетесь.
— Есть какие-то вещи, когда ты с ними просто справляешься, говоря себе: «Ну вот, на сегодняшний момент это так». Мы делаем перерывы для отдыха, чтобы не выгорать.
— Возможно ли открыть бизнес и работать не 24/7?
— Мы думаем, что нет. Хочешь результатов — придётся работать для своего блага. Только потом, когда бизнес будет полностью налажен, можно будет делегировать. Но всё равно нужно следить за деталями: зарплата сотрудникам, документация, налоги и т.д. Мы считаем, что постоянно нужно расти, что-то внедрять, изменять.
— Оценивая свою работу, когда вы начинали и сейчас, какие ошибки прошлого вы могли бы назвать?
— Нам кажется, что нужно было почаще выделять себе время на отдых, потому что в какой-то степени мы немножко выгорели. Все ошибаются, поэтому каких-то глобальных ошибок у нас не было.
— Каким качествами должен обладать будущий предприниматель?
— Оптимизмом, устойчивой психикой, коммуникабельностью, умением держать большой объём информации в голове. И самое главное — ничего не бояться!
— Что бы вы посоветовали будущим предпринимателям?
— Первый ключевой принцип — не бросать свою основную работу, пока тут не начнете зарабатывать нормально, потому что иногда вылезают непредвиденные траты. Второе — очень осторожно тратить деньги, делать расчёты. Третье — читайте материалы в интернете и проходите курсы. Никогда не рано и не поздно начать. Наш основной совет — это не сразу открывать бизнес или брать на него большие суммы, а поработать сначала в чужом бизнесе, чтобы понять «внутреннюю кухню».
— Как вы считаете, заняться предпринимательством можно в любом возрасте?
— Да, главное иметь желание.
Источник главного фото: https://capiton-mebel.ru/prezentacii/sotrudnichestvo-v-mebelnom-biznese-89-foto.html